Правила игры

заставляют усомниться в перспективах российского кино корреспондента отдела потребительского рынка Павла Ъ-Белавина.

Отечественное кино — рискованный бизнес. Например, в 2012 году, по оценке журнала "Кинобизнес сегодня", за счет кинопроката окупились или хотя бы вышли в ноль лишь 16 из 74 российских картин. Такая ситуация сохраняется на протяжении практически всей современной истории местной киноиндустрии, а тяжбы по поводу провалившихся фильмов иногда затягиваются на годы.

Поучительный пример: на днях Федеральный арбитражный суд Московского округа закончил рассматривать дело о спродюсированном Сергеем Мелькумовым и Александром Роднянским фильме "1814", который вышел в прокат почти шесть лет назад. Это приключенческая картина о "загадочных убийствах" в Царском Селе в годы, когда в лицее учился Александр Пушкин.

Как выясняется из судебных документов, одним из инвесторов фильма было ООО "Вирибус", принадлежавшее Екатерине Клебановой, дочери Ильи Клебанова, на момент выхода фильма — полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе. "Вирибус" вложил 39,75 млн руб. из всего бюджета фильма в 87,2 млн руб. Остальное внесла продюсерская компания ООО "Нон-стоп Продакшн", полностью принадлежавшая Сергею Мелькумову (не стоит путать с одноименным ООО, в котором у господина Мелькумова лишь 49%, а 51% — у господина Роднянского). Пропорционально участию в бюджете стороны собирались поделить и будущий доход от фильма — 54,41% продюсеру, 45,59% — инвестору. Если учесть, что до создателей фильма в среднем доходит лишь 42,5% кассовых сборов (50% — доход кинотеатра, 7,5% — дистрибутора), чтобы выйти в ноль, надо было собрать в прокате хотя бы 205,2 млн руб. Продюсеры рассчитывали примерно на 370,5 млн руб.

Сборы разочаровали — всего 60 млн руб. Партнеры начали предъявлять друг другу претензии, сменив в ходе процесса имена: "Нон-стоп Продакшн" переименовалось в ООО "Кинобазис", а "Вирибус" заменил его правопреемник ООО "Галафор", которое принадлежало сначала Екатерине, потом Илье Клебанову, а с апреля 2013 года — Андрею Хромому. Инвестор, получивший назад всего 400 тыс. руб., потребовал от партнера вернуть остальные инвестиции и выплатить неустойку в 9,45 млн руб. Продюсер, в свою очередь, предъявил инвестору иск уже на 82,36 млн руб., оценив в эту сумму прибыль, упущенную из-за того, что "Вирибус" пожалел 1,5 млн руб. на запланированную рекламную кампанию.

Как часто бывает с отечественным кино, неудовлетворенными в итоге остались все заинтересованные стороны: суд отказал истцам в обоих случаях, обнаружив, что по договору ни одна сторона не имеет права уклоняться от убытков. Оценить степень удовлетворенности 378 тыс. зрителей фильма, потративших на билет в среднем почти по 160 руб., суд, конечно, не взялся.

Павел Белавин

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе