Патрис Леконт: «Отсутствие риска снижает уровень кинематографа»

Режиссер фильма «Магазинчик самоубийств» — об оптимизме в эпоху кризиса и о том, что слишком хорошие условия не всегда идут на пользу.

Фото: wikipedia.org/Georges Seguin

В российский прокат выходит анимационный фильм «Магазинчик самоубийц», снятый одним из самых известных французских режиссеров Патрисом Леконтом («Человек с поезда», «Девушка на мосту»). Действие разворачивается в городе, где жизнь беспросветно мрачна и единственное процветающие предприятие — магазин, продающий средства для ухода из жизни. Но у хозяев лавки родится сын, который смотрит на мир совершенно иначе, чем родители и соседи. И он объявляет самоубийствам войну. С Патрисом Леконтом встретилась обозреватель «Известий».

— Ваш новый, анимационный на сей раз фильм подобен манифесту: лишь оптимистичное отношение к жизни спасет мир. При этом, вы поменяли окончание книги, по которой снят фильм, с печального на хэппи-энд.

— Автор этой книги, Жан Теле, мой большой друг, и он сказал, что полностью мне доверяет. И когда я ему сообщил, что закончил фильм, он спросил: «Ты ведь наверняка изменил финал?». Он отлично меня знает и иллюзий не испытывал. Я ответил: «Конечно, изменил. Потому что у тебя финал был ужасным». И, уверяю вас, я не первый, кто поставил ему мрачный финал в упрек. В момент кризиса люди хотят обрести надежду.

— Ситуацию в вашем городе самоубийц меняет мальчик. С вашей точки зрения, только дети могут быть законченными оптимистами?

— Просто детям это легче удается. У них есть эта удивительная способность к легкому восприятию жизни. Это сокровище, которое хотелось бы сохранить как можно дольше.

— Но рассчитан ваш фильм в первую очередь на взрослых?

— Надеюсь, что на всех. Я показывал фильм своей восьмилетней внучке, ей было интересно.

— Как вы чувствовали себя, работая с анимацией?

— Знаете, не так уж сильно это отличается от работы над «нормальным» фильмом. Я, правда, люблю актеров и люблю сам процесс съемки. Так что в чем-то я был, конечно, обделен. Но и в то же время это оказался необычайно позитивный для меня опыт, поскольку анимация дает удивительное чувство свободы. Я мог делать все, что хочу.

— А если бы это был обычный фильм, кого из актеров вы бы пригласили?

— Мне трудно ответить, поскольку не было ни секунды, когда бы я представлял себе этот сюжет в формате игрового кино с живыми актерами. Мир города самоубийц настолько мрачный, депрессивный, что я просто не знал, как воспроизвести его обычными средствами. А вот музыкальным фильмом я «Магазинчик самоубийств» видел изначально. Мне показалось, что в этом есть в этом своя доля черного юмора: все так страшно, ужасно, а они еще и поют.

— Были ли мультфильмы, послужившие для вас вдохновением, — Тим Бёртон, например?

— Забавно, что вы назвали именно Тима Бёртона. Мне кажется, если бы «Магазинчик самоубийств» был игровым, его режиссером должен был бы стать именно Бёртон. Я даже думаю, когда выйдет на DVD, послать Бёртону диск с запиской: «Дорогой Тим! Вот фильм, который ты мог бы снять».

— Бывает так, что вы ощущаете себя счастливым человеком?

— Да, когда родились мои дочери, я был абсолютно счастлив. Случаются счастливые моменты и в работе — моя профессия это то, что меня наполняет.

— При этом, как режиссера, вас интересует именно несчастье, душевная болезнь, ущербность героев.

— Я не обманывал вас, когда говорил, что считаю себя уравновешенным, позитивным. Но есть во мне и некие «серые» зоны, зоны мрака. В том числе благодаря им и возникают мои фильмы. Возможно, именно поэтому мрачные зоны не производят удушающего воздействия на мою собственную жизнь. Нет, я, конечно, совершенно не воспринимаю кино как терапию, но это способ выразить эмоции. Поделиться ими с публикой. Собственно, ради этого я и делаю кино.

— Ваш следующий проект снова будет анимационным?

— Смотря что называть следующим. Несколько недель назад я закончил снимать обычный игровой фильм. Это экранизация книги Стефана Цвейга, действие происходит в Германии, накануне Первой мировой войны. Фильм называется «Обещание», и речь там идет о любви. Он снят на английском, просто потому что это интернациональный язык, а снимать немецкую историю на французском было бы странно. Сейчас мы в стадии монтажа, но одновременно я пишу сценарий нового анимационного проекта.

— Ваше ощущение от современного французского кино?

— Не хочется быть похожим на старика, который ворчит, что раньше все было лучше, но действительно процент удачных фильмов сейчас невелик. А посредственных — зашкаливает. Я бы мог сказать, что лучше производить меньше фильмов более высокого качества, но тогда получается, будто я ставлю себя выше своих коллег. Я знаю, многие восхищаются системой, в которой существует кино в нашей стране, но мне кажется, что фактическое отсутствие риска для продюсеров как раз и снижает уровень. Слишком тепличные условия тоже могут нанести вред здоровью кинематографа. Это все равно как прийти в казино и играть на спички, ненастоящая какая-то игра получается.

Лариса Юсипова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе