Отцы и дети. Год – 2010-й

Состоявшаяся 23-я церемония вручения «Ники» подвела черту под очередным киногодом и развела поколения российских кинематографистов. Будем надеяться не навеки. Через полтора месяца с новым «Кинотавром» стартует новый премиальный сезон.

…Будущее нашего кино крайне неопределенно. И об этом достаточно определенно можно судить, в частности, по результатам прошедшего национального конкурса, а главное, по той атмосфере, что господствовала на церемонии.

Атмосфера была в траурной рамке – со дня теракта в Москве не прошло и двух дней. Да и в день торжества новые взрывы унесли новые жизни. По традиции, мастера кино помянули тех своих коллег, что ушли сравнительно недавно и совсем недавно.


На экране побежали кадры из фильмов с их участием – Олег Янковский, Исаак Шварц, Анна Самохина, Юрий Степанов, Владислав Галкин… И снова Янковский-Мюнхгаузен, поднимающийся в небо по веревочной лестнице.

Зал поднялся и стоял с комом в горле. Зал был не молод. Старость провожала свою молодость. Из-за угла вечности стучались в сердце строчки:

«А люди в зале плачут-плачут -
не потому, что я велик,
и не меня они жалеют,
а им себя, наверно, жаль».

Что уж лукавить: себя бывает иногда очень жаль. Особенно на склоне лет. В этот вечер зал вставал еще пару раз. Когда посмертно награждали Олега Янковского за его последние роли в «Анне Карениной» и в «Царе»… 
Когда пожизненно венчали «Никой» Людмилу Гурченко за честь и достоинство…

Триумфатором церемонии стал Андрей Хржановский со своим фильмом «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». И не случайно. Поскольку академики награждали в тот вечер еще и главного героя фильма – Иосифа Бродского за его жизнь, за его стихи и за его посмертное сентиментальное путешествие к нам, сегодняшним.

Сама церемония оттого смотрелась и переживалась как ностальгическое путешествие в славное прошлое. Особенно это стало очевидно, когда на сцену поднялись Петр Тодоровский с гитарой, Алексей Герман с палочкой, Эльдар Рязанов со своей грузной фигурой и Александр Ширвиндт, спеленутый серьезной ироничностью, чтобы приветствовать Людмилу Гурченко – звезду своих звездных фильмов.

От возраста они спасались шутками по поводу своего возраста.

Над залом опять взошли строчки из Окуджавы:

«Жалейте, милые, жалейте,
пока жалеется еще,
пока в руках моих гитара,
а не тяжелый автомат».

***

Праздник «отцов» и «дедушек» вызвал смешанные чувства. Хотя бы потому, что на нем было мало «детей» и совсем не оказалось «внуков». «Ника» вслед за «Орлом» практически проигнорировала молодое кино. Молодые режиссеры, актеры и сценаристы оказались посторонними на этом празднике. Награда начинающему режиссеру Павлу Бардину за фильм «Россия 88» досталась в номинации «Открытие года». Тут, как говорится: «Сам бог велел».

А когда бог не велит… Тогда не худо бы и самим не плошать.

…Минувший премиальный сезон начался обнадеживающе. Именно на «Кинотавре» новое поколение выстрелило – «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, «Волчок» Василия Сигарева, «Сказка про темноту» Николая Хомерики. Несколько позже объявился «Бубен барабан» Алексея Мизгирева. Это все фильмы, поставившие беспощадный диагноз внутреннему самочувствию нашего общества в целом и каждому из нас в отдельности. Молодые потрудились измерить глубину кризиса морали как общественной, так и частной.

На ММКФ на эту тему высказались более взрослые мастера кино – Николай Досталь («Петя по дороге в царствие Небесное»), Александр Прошкин («Чудо»), Карен Шахназаров («Палата №6»).

Доктора-диагностики не обречены на всеобщее признание. Даже в своей профессиональной среде. К ним приходится обращаться в трудных случаях за советом, но так чтобы обожать их, любить, благодарить и славить, это – увольте. Это привилегия дана лечащим и, в первую очередь, вылечивающим врачам.

Собственно по этой линии и расходятся фильмы фестивальные и кассовые. Такое противопоставление кому-то кажется обидным и уничижительным. Они предпочитают иную формулировку: «фильмы для критиков и фильмы для зрителей». Иногда, чтобы еще более потрафить самолюбию кассовых режиссеров: «фильмы для критиков и фильмы для людей».

Общенациональные киноконкурсы, вроде «Золотого орла» и богини победы «Ники», сглаживают противоречие в оценках между «кассой» и артхаусом». Но сглаживают не до конца в силу понятных причин.

Одна из них, та, что на поверхности, - обе академии сильно постарели, а прилива свежей крови нет.

За этой причиной следуют прочие: законсервировались вкусы академиков, атрофировалось их живое восприятие жизни, возникли предубеждения против всего нового в киноязыке.

Новый киноязык для них, что стремительно прогрессирующие визуальные технологии, - нечто ненужное, некое излишество и даже баловство, и просто выпендреж…

И к тому же все эти кризисы преклонного возраста протекают на фоне глобальных цивилизационных процессов, кризисов моральных ценностей, слома вековых гуманистических традиций, исканий новых идеологических ориентиров…

Наконец, как отрешиться от того, что проходило весь минувший год в самом сообществе кинематографистов, в его отношениях с государством. При всей видимости исчерпанности конфликта, он не испарился. Он загнан в глубь. И рано или поздно, ситуация взорвется.

Ее напряжение ощущалось даже на такой мирной, упаднической церемонии, как нынешняя «Ника».
Даром, что ли под занавес таким диссонансом прозвучал спич кинорежиссера Андрея Смирнова, вышедшего вручать награду в номинации «Лучший сценарий».

Режиссер «Белорусского вокзала» недвусмысленно выразил свое отношение к тому, что проделал Никита Михалков с СК РФ и прямо обратился к "кинематографистам-детям" с призывом создать свою ассоциацию, в которую могли бы войти несогласные с Михалковым "кинематографисты-отцы" и он, Смирнов, в том числе.

***
«Ника», как всегда, заключена была гимном (без традиционного серпантина) во славу его Величества Кино, которое на этот раз, как никогда, хотелось пожалеть.

Хотелось спеть:

«Жалейте, милые, жалейте,
пока жалеется еще,
пока в руках моих гитара,
а не тяжелый автомат».

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе