От гламура до лесопилки

Российский открытый XXI кинофестиваль «Кинотавр» в самом разгаре. Ненастная погода первых дней не отпугнула изможденных городом и внутренними распрями кинокритиков от обсуждений фильмов конкурсной программы на пляже и поспособствовала деловому графику фестиваля.

В этом году на «Кинотавр» уповали, пожалуй, с особым азартом: и как на редкую возможность анализа перспектив российского кино в растерянном профессиональном сообществе, и как на реальный шанс обнаружить и запомнить многочисленных дебютантов. Напомню, что именно на них в Сочи сделана главная ставка. К этому моменту уже стал известен выбор жюри конкурса короткого метра, возглавляемого Алексеем Попогребским. Победителем стал фильм «Ракоход» Николая Соколова с формулировкой «За поэтический взгляд в преображении обыденной действительности». Споры о лентах совсем молодых режиссеров перебила бурная презентация социологического исследования компании Movie Research о возможных изменениях структуры финансирования авторского кино. Эта полемика продолжилась и на круглом столе Андрея Плахова, посвященном поиску новых координат взаимодействия индустрии, публики и критики в XXI веке. Как отметил президент ОРКФ Александр Роднянский, «сегодня принципиальное значение имеют не столько конкретные ответы на злободневные вопросы, сколько сам факт их разностороннего и острого обсуждения».


Любопытно, что во многих конкурсных картинах главным мотивом становится поиск самоидентификации героев. «Кто я?» не только название фильма Клима Шипенко, но и основной вопрос, над которым размышляют авторы фильмов и критики. 

Так, например, модный режиссер Александр (Алексей Серебряков) в фильме Сергея Дебижева «Золотое сечение» пытается разгадать тайну своего происхождения в буддийской Камбодже. Несмотря на пугающую непрозрачность сюжета, зрителей эта лента привлечет не столько экзотикой пейзажей или бодрым монтажом постмодернистской картинки, сколько безупречным кастингом. Ведь, где бы ни играли Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков, они способны компенсировать недостатки фильма и его конспирологических темнот.

Страсть к известной актрисе в исполнении Жанны Фриске толкает на преступление главного героя триллера Клима Шипенко «Кто я?». Молодой парень Паша (Александр Яценко) прочитал в газете заметку о симптомах частичной амнезии и теперь симулирует их перед одержимым своей работой и поэтому недальновидным следователем севастопольского отделения милиции (Анатолий Белый). На самом же деле Паша убил возлюбленного своей случайной пляжной знакомой. Создается впечатление, что именно воображаемый роман со звездой помогает герою, по режиссерской версии, полностью абстрагироваться от любых рефлексий по поводу совершенного преступления. И хотя он не избежит наказания, и хотя Александр Яценко «в странной роли» уместен и убедителен, жанровая конструкция, навеянная Жапризо, никого особенно на фестивале не впечатлила.  

В интерьерах дорогого ресторана разворачивается действие камерного, но амбициозного и претенциозного дебюта Анны Матисон «Сатисфакция». Муж вызывает своего друга и любовника жены на импровизированную дуэль, оружие – алкоголь, а на кону не столько чувства уязвленного бизнесмена, сколько его счеты с самим собой и миллион долларов. Сопродюсером, соавтором сценария и исполнителем одной из двух ролей фильма стал Евгений Гришковец. Именно его авторский стиль определил темы и пластику строго регламентированного, но, к сожалению, тривиальнейшего «поединка»: мороженое, детство, одиночество, дружба и т. д. Получилось кино всего лишь для ночного телевизионного эфира. По существу, этот эксперимент поставлен в расчете на одного, востребованного медиа, актера и драматурга. Однако то, что так тонко удается ему в театре, парадоксальным образом исчезает на кинопленке. Видимо, автору и единственному исполнителю замечательного спектакля «+1» надо быть более осмотрительным в выборе режиссера и партнеров. 

Пока же в качестве удач конкурса хочется выделить дебюты Дмитрия Мамулия «Другое небо» и «Обратное движение» Андрея Стемпковского. 

Сразу после Сочи картина «Другое небо» будет показана на фестивале в Карловых Варах. Сдержанное, но выразительное присутствие иранского непрофессионального актера Хабиба Буфареса (ранее уже снявшегося в ленте «Кус-Кус и барабулька» Абделя Кешиша), узнаваемая и пронзительная камера Алишера Хамидходжаева, безусловно, обещают успех этому фильму на западных фестивалях. Практически немая картина построена на полутонах, взглядах, нюансах. Название заимствовано у Мераба Мамардашвили и отсылает к философским контексту и подтекстам этого дебюта. А поэзия растворена в драматизме и меланхолии авторского высказывания. Герой приезжает с сыном из затерянного села в мегаполис на поиски жены, уехавшей сюда некогда на заработки. Метания по городу, случайная работа, разлука отца с сыном, в результате которой мальчик погибает на лесопилке. Само дыхание этой картины, бескомпромиссность позиции автора пробуждают ассоциации с творчеством культовых французских режиссеров братьев Дарденн.

Не менее содержательным дебютом стало и «Обратное движение» Андрея Стемпковского, в котором героиня разрывается между родным сыном, только что вернувшимся из армии, и случайно встреченным мальчиком-гастарбайтером, заложником ожесточенной бандитской разборки из прошлого, провоцирующей все новые жертвы. Безусловная киногения экранного пространства свидетельствует о рождении талантливого режиссера. 

Однако один из самых ожидаемых просмотров «Кинотавра»: игровой дебют знаменитого документалиста Сергея Лозницы «Счастье мое», показанный на последнем Каннском фестивале, все еще впереди.

Из деловой части программы XXI «Кинотавра» еще хотелось бы выделить презентацию фестиваля «2 in1» компании «Интерфест», во время которого – в октябре 2010 года – столичные зрители смогут посмотреть лучшие фильмы из параллельных программ главных международных фестивалей. А также презентацию ежегодного информационно-аналитического сборника «Российская киноиндустрия 2009», представившего аргументированные социологические данные о текущем состоянии и о предположительном развитии современного отечественного кинорынка, для которых компании «Метрополитэн Э.Р.А.», «Невафильм Research» и ОАО «Информкино» объединили свои усилия.

Tамара Дондурей, автор «Эксперт Online», «Эксперт»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе