"Оскар" вместо мигалки

Какой-то злой рок преследует все последние годы Никиту Сергеевича Михалкова: что ни шаг, то негодование со стороны общественности. То "синие ведерки", то критики, то юзеры, то лузеры…

На этот раз обстоятельства сложились таким образом, что ему пришлось двинуть свою "Цитадель" на соискание оскаровской награды. Наверное, он этого не желал. Но надо было в который раз спасать Россию. То есть ее имидж. И если не он, то кто…


Дело в том, что российскому оскаровскому комитету не было из чего выбирать. Покоритель Венеции "Фауст" Сокурова мог не пройти в силу уставного положения  голливудской премии – картина-претендент должна общаться на языке той страны, которую представляет (а "Фауст", по художественной прихоти режиссера, снят на немецком).


С "Еленой" Андрея Звягинцева вышла другая загвоздка. Как объяснил один из членов комитета Кирилл Разлогов, они исходили из того, что такую большую страну, как Россия, на неофициальном чемпионате мира по кинематографу, коим принято считать именно "Оскара", должна представить большая картина с большими массовками и с большим бюджетом.


Соответствовать этим параметрам могла только "Цитадель", которая, как утверждает другой член комитета, Сергей Лазарук, будет более понятна американскому жюри.


Национальный оскаровский комитет возглавляется  Владимиром Меньшовым и официально включает в себя 13 человек (в том числе самого Михалкова). Но на судьбоносное заседание собралось всего шесть членов, двое прислали доверенности. Кворум, стало быть, наличествовал.

Результат тайного голосования (5:3 в пользу Михалкова) стал явным после демарша председателя Меньшова.


Автор оскароносного фильма "Москва слезам не верит" не поверил в искренность и честность тех своих коллег, что предпочли "Цитадель". И, положа руку на сердце, надо признать, что у него были на то основания. Ведь большая часть комитета – это люди, прямо или косвенно связанные с Михалковым. От господина Лазарука, первого заместителя Михалкова в СК, до Кирилла Разлогова, главного отборщика ММКФ, президентом коего на постоянной основе является все тот же Михалков.


Были у Владимира Меньшова и более основательные мотивы не ставить подпись под протоколом, зафиксировавшим результаты голосования. Они состоят в том, что картина провалилась в национальном прокате и получила негативную оценку в прессе.


Тем временем, стало известно, что "Золотой орел" (вторая российская киноакадемия, созданная, как полагают противники Н.Михалкова, в противовес национальной академии "Ника")  уже переговорил по телефону с дядюшкой "Оскаром" о возможности обойтись без подписи Меньшова и представить "Цитадель" на конкурс.


А с Меньшовым, судя по всему, будет другой разговор. Его поведение рассмотрит Комиссия по этике Союза кинематографистов. К слову, можно вспомнить, что комиссия эта была создана пару лет назад по инициативе самого Михалкова. Тогда поговаривали, что понадобилась она как инструмент борьбы с критиками деятельности главы СК. И до поры до времени она бездействовала. Сейчас, видимо, пробил ее час. Никого не удивит, если президиум "Золотого орла" в скором будущем поставит вопрос о целесообразности пребывания Владимира Меньшова на посту председателя оскаровского комитета.


Есть еще и третья сторона в этих борениях. Новый, альтернативный Киносоюз, который не останется в стороне от обсуждения как моральной ситуации, так процедурной коллизии, связанной с механизмом выдвижения российских картин на голливудскую премию.


Кроме того, нелишне вспомнить, что на просторах кинематографической РФ существует без малого 30 лет еще одна национальная киноакадемия – "Ника", объединяющая тоже немалое количество известных уважаемых мастеров киноискусства. И потому вполне резонен вопрос Андрея Кончаловского: почему она лишена представительства в национальном оскаровском комитете?..


Протокольная правда


Кто спорит – протокольная правда на стороне Михалкова, а не Меньшова. Но это еще не вся правда. И будет она не полной, если не сказать, что фильм "Цитадель" фальшив во всех своих претензиях – в эстетических, исторических, патриотических…


Но, в конце концов, и это можно проигнорировать. Ну, мало ли кому что не нравится… Известно, что на вкус и цвет… Известно, что не касса – универсальный критерий художественных достоинств произведения.


Известно к тому же, что победители, как в спортивных, так и в художественных состязаниях не всегда – сильнейшие. И пусть Михалков снова попытает счастья за океаном. Ему "Оскар" нужен, как никому. На место мигалки, в порядке компенсации. Назло "синим ведеркам", юзерам, лузерам и кинокритикам с режиссером Владимиром Меньшовым.


Только вот проблема, ставшая причиной столь громкого скандала, останется. А она состоит в непомерном сосредоточении власти над общественными и государственными киноорганизациями в одних руках: председатель Союза кинематографистов  РФ, президент ММКФ, президент Российского фонда культуры – это все господин Михалков, который также член президиума совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, член совета по кинематографии при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, член совета директоров ОАО "Первый канал", член попечительского совета Фонда кино.


Прибавим к этому тот же оскаровский комитет, который был сформирован целиком промихалковским президиумом "Золотого орла".


"Что вы там не поделили?"


Только сейчас у Владимира Меньшова открылись глаза на ненормальность такого устройства в нашем кино. И надо отдать ему должное: он их не думает закрывать. Он не прогнулся под довольно серьезным давлением навалившегося на него ближнего окружения Михалкова.


Довольно часто приходится слышать в адрес киносообщества: "Из-за чего сыр-бор? Что вы там не поделили?".


Из-за того, что одна часть кинематографистов не может смириться с монополией на власть в киносообществе господина Михалкова; она отделилась и создала свой Союз. А другая часть полагает, что нет добра без худа и надеется на лучшее.


Простодушный человек Владимир Валентинович Меньшов прибег к спортивной аналогии. Ну, как это так: боксер оказался в нокауте, а потом встал с пола и объявил себя победителем…


С точки зрения Меньшова, было бы честно самому Михалкову признать свою неудачу и отозвать картину.


Не признает и не отзовет. Картина уже отправлена в США.   


Юрий Богомолов


PИА Новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе