В ночь с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе раздадут «Оскары». По традиции Станислав Зельвенский дает свой прогноз.
Лучший фильм
Фотография: IFC Films
Кто получит «Отрочество»
Детали Единственное, что в этом году можно сказать наверняка — «Оскар» получит фильм, название которого в оригинале начинается на «b» и состоит из семи букв. Шансы «Отрочества» и «Бердмэна» всеми экспертами оцениваются как примерно равные: еще пару месяцев назад картина Линклейтера выглядела безусловным фаворитом, но Иньярриту с тех пор получил множество призов, которые считаются надежными оскаровскими индикаторами, и у букмекеров даже вырвался вперед. Опираясь в основном на шестое чувство и веру в человечество, все же поставим (но не деньги) на «Отрочество».
В качестве статистов — аккуратные биографии британских гениев «Игра в имитацию» и «Вселенная Стивена Хокинга» (обе — не такие трогательные, как недавний оскаровский триумфатор схожего формата «Король говорит!», хотя что может быть интереснее личной жизни Хокинга?), популярный, но противоречивый «Снайпер» Клинта Иствуда, явно оказавшаяся здесь авансом («Оскар» — все-таки не «Сандэнс») «Одержимость» Дэмиена Шазеля, слишком легкомысленный для главного приза «Отель «Гранд-Будапешт» Уэса Андерсона. И «Сельма», герой оскаровского скандала: у суровой, торжественной картины про Мартина Лютера Кинга и правозащитный марш в Алабаме оказалось всего две номинации. Академию, забыв про прошлый год, дружно обвинили в расизме, а заодно и мизогинии (режиссер — черная женщина).
Лучшая режиссура
Фотография: Двадцатый Век Фокс СНГ
Кто получит Алехандро Г. Иньярриту за «Бердмэна»
Детали Здесь та же ситуация, что и с «Лучшим фильмом»: тяжелый выбор между Линклейтером, который снимал 12 лет, и Иньярриту, который снимал почти без склеек. Последние два раза победители номинаций «Фильм» и «Режиссура» не совпадали: будем считать, что тенденция продолжится, и, раз уж мы договорились, что главную награду получит «Отрочество», предположим, что академики компенсируют это режиссерским призом Иньярриту.
Лучший актер
Фотография: Focus Features
Кто получит Эдди Редмейн за «Вселенную Стивена Хокинга»
Детали И даже здесь интрига. Многие считают фаворитом восставшего из пепла Майкла Китона. Но молодой англичанин, сыгравший Стивена Хокинга с его постепенной физической деградацией, все же вряд ли уйдет без статуэтки (и Актерская гильдия, лучше всех представленная в академии, недавно выбрала именно его).
Брэдли Куперу, который номинируется третий год подряд, придется, видимо, еще подождать — как и Камбербатчу и Стиву Кэреллу.
Некоторое недоумение вызвало отсутствие Джейка Джилленхола, который явно рассчитывал хотя бы на номинацию, два часа не моргая в «Стрингере».
Лучшая актриса
Фотография: Sony Pictures Classics
Кто получит Джулианна Мур за «Все еще Элис»
Детали Если в мужской номинации — амиотрофический склероз, в женской — Альцгеймер: Мур душераздирающе играет интеллектуалку, рано пораженную этой болезнью. В остальном фильм вполне тривиален, но можно притвориться, что Мур получает «Оскар» за «Звездную карту» (вот был бы номер). В это трудно поверить, но он у нее будет первый.
Другие номинантки — Марион Котийяр за пролетарскую сказку братьев Дарденн (у нее уже есть «Оскар» за роль Эдит Пиаф), Фелисити Джонс, сыгравшая героическую первую жену Хокинга, Розамунд Пайк за «Исчезнувшую» Финчера (единственная — справедливо — номинация фильма) и Риз Уизерспун за «Дикую», где она с блеском исполняет тяжелую, в том числе чисто физически, роль пешехода с рюкзаком.
Лучший актер второго плана
Фотография: Premium Film
Кто получит Дж.-К.Симмонс за «Одержимость»
Детали Здесь все было понятно еще год назад: матерные тирады артиста, сменившего амплуа добряка, растопили тысячи сердец.
Без второго «Оскара» останется старенький Роберт Дювалл, без первого — Итан Хоук, Марк Руффало и несчастный Эдвард Нортон.
Лучшая актриса второго плана
Фотография: IFC Films
Кто получит Патриция Аркетт за «Отрочество»
Детали Здесь тоже без вариантов. Аркетт не приходится изображать страшную болезнь, но она совершает нечто еще более смелое для актрисы: постепенно стареет в кадре без помощи грима.
Конкуренты у нее не очень сильная: дежурная Мэрил Стрип с не самой великой ролью в «Чем дальше в лес», Эмма Стоун на балконе, Кира Найтли с кроссвордами и Лора Дерн, которая ярко, но довольно мимолетно играет в «Дикой» положительную маму героини.
Лучший оригинальный сценарий
Фотография: Двадцатый Век Фокс СНГ
Кто получит Уэс Андерсон за «Отель «Гранд-Будапешт»
Детали Отличные шансы и у «Бердмена», но изумительно литературный сценарий «Будапешта», уже получивший премию БАФТА, может, кажется, принести Андерсону его давно заслуженный первый «Оскар».
Лучший адаптированный сценарий
Фотография: CP Classic
Кто получит Грэм Мур за «Игру в имитацию»
Детали Тут ситуация совсем запутанная. Благодаря диковинному регламенту академии сюда перекочевала «Одержимость» Шазеля (как основанная на его же короткометражке) — и вполне может победить. Но пластиковый Сценарий Сценариевич «Игры в имитацию» выглядит более солидным претендентом. Минимальные шансы есть и у «Снайпера», и даже у «Вселенной Хокинга» (поставленной, что очень заметно, по автобиографии главной героини). Здесь же — уже четвертая и самая безнадежная сценарная номинация Пола Томаса Андерсона (за экранизацию «Врожденного порока» Пинчона).
Лучшая операторская работа
Фотография: Двадцатый Век Фокс СНГ
Кто получит Эмманюэль Любецки за «Бердмена»
Детали Здесь все понятно. Невозможно не отметить для статистики 12-ю бесплодную номинацию великого Роджера Дикинса (за «Несломленного» Анджелины Джоли, который в целом неожиданно и крупно пролетел) — это профессиональный антирекорд.
Лучший фильм на иностранном языке
Фотография: Music Box Films
Кто получит «Ида» Павла Павликовского
Детали «Левиафан» и «Ида» говорят примерно об одном и том же: жить в государствах с такой историей, как у России и Польши, решительно невозможно. Но «Ида» затрагивает более интересную для академиков, чем путинская Россия, тему холокоста, она тоньше, умнее и попросту гораздо лучше — и победит скорее все-таки она.
Минимальные, совсем призрачные шансы есть у аргентинского хита, черной комедии «Дикие истории».
Лучший полнометражный документальный фильм
Фотография: Praxis Films
Кто получит «Citizenfour» Лоры Пойтрас
Детали Фильм режиссера-активистки Пойтрас об Эдварде Сноудене — несомненно главная документальная сенсация года. Это уникальный репортаж, этическая головоломка на тему, где заканчивается режиссер и начинается гражданин, и первоклассный триллер — что-то вроде «Врага государства» Тони Скотта, только по-настоящему.
Лучший саундтрек
Фотография: Focus Features
Кто получит Йоханн Йоханнссон за «Вселенную Стивена Хокинга»
Детали Поскольку Александр Депла («Игра в имитацию») соревнуется тут с Александром Депла («Отель «Гранд-Будапешт»), рискнем предположить, что поклонники Александра Депла разделятся, и победит деликатный переливчатый саундтрек Йоханнссона. Хорошие шансы и у Александра Депла.
Лучшая песня
Фотография: Paramount Pictures
Кто получит «Glory» Джона Ледженда и Коммона из «Сельмы»
Детали Утешительный приз для «Сельмы»: духоподъемная композиция, примерно пересказывающая содержание фильма.
Лучший монтаж
Фотография: IFC Films
Кто получит «Отрочество»
Детали Если академики не решат наградить эффектные музыкальные отрывки из «Одержимости», победит, очевидно, фильм Линклейтера — смонтировать 12 лет съемок все-таки тоже задача нетривиальная.
Лучшая работа художника-постановщика
Фотография: Двадцатый Век Фокс СНГ
Кто получит «Отель «Гранд-Будапешт»
Детали Неужели бывают павильоны красивее.
Лучший дизайн костюма
Фотография: Двадцатый Век Фокс СНГ
Кто получит «Отель «Гранд-Будапешт»
Детали Неужели бывают костюмы красивее.
Лучший грим
Фотография: Двадцатый Век Фокс СНГ
Кто получит «Отель «Гранд-Будапешт»
Детали Одна Тильда Суинтон чего стоит. В вероятных аутсайдерах — нос Стива Кэрелла из «Охотника на лис» и енот из «Стражей галактики» (или это не грим?).