Онегин, Телегин и Ткачук: Как три Евгения сошлись в одном фестивальном фильме

Фильм "Евгений Телегин" Виктора Тихомирова - не просто очередная экранизация "Евгения Онегина" Пушкина, но романа самого Тихомирова "Евгений Телегин и другие".
предоставлено ММКФ


Режиссер переносит действие не в наше время, но в иную реальность, в которой сказка переплетается с Петербургом 80-х, Виктор Цой - с пушкинским Онегиным, а город - с деревней. И все это - на фоне оживающих картин самого Тихомирова. Ведь он не только режиссер и сценарист, но и художник, а также организатор объединения "Митьки". Таким образом, Тихомиров всецело творит свой мир, являясь тем самым Автором, без которого произведение невозможно.


Да, "дядя самых честных правил" умер, оставив городскому повесе наследство. Но, поехав за ним, Евгений попадает не в деревенскую скуку и сплин, а в хтонический сказочный мир. Там он встречает Владимира, не поэта, а "естественного человека" (практически как у философа Руссо, известного теорией естественного человека - прим. "РГ"), художника, слитого с этой таинственной природой, которую запечатлевает на своих картинах. Как когда-то Пушкин становится автором стихов Владимира Ленского, так и Виктор Тихомиров становится автором живописных работ молодого художника, которого в картине зовут Владимир Ленин.

Скучающий повеса Евгений погружается в деревенскую жизнь, свежий воздух способствует отказу от курения, без купания в озере никак нельзя обойтись. А посиделки у костра, дегустация старого вина приводят к тому, что реальность размывается, сознание сливается с природой. Пока Евгений грезит, ему пишет письмо влюбленная Татьяна. В то время, как Евгений видит алкогольный сон, Татьяна рассматривает его будто греческую статую - с любопытством и восторгом.

Интересно, что автор делает "милую Таню" единственной носительницей религиозного сознания в этом фильме. В мире деревни есть божественное, но оно утонуло, как складень на дне озера. Когда Таня говорит, что надо помолиться, попросить о главном Бога, Евгений отвечает, что "Бог нам не владыка", так же, как и природные силы, мистика и гадания, к которым склонна соседка Варвара, над ним не властны. Евгению чуждо все! Ему не подходит ничего, и он нигде не находит себе места.


Татьяна же наоборот синтезирует в себе все: она верит, что Евгений послан ей высшими силами, и будет любить его всегда, но верит и снам; читает Библию и обсуждает ее с бабушкой, но отправляет тетю лунной ночью, как ведьму на шабаш, искать себе суженого. Она будет одинаково органична в деревне и в городе, где станет не просто женой, а незаменимым специалистом в своей области.

Придя в себя после алкогольного сна, Евгений объясняется с Татьяной. Евгений Ткачук превосходно играет эту знаменитую сцену: его герой польщен, хотя и так знал себе цену. Он учит Таню с позиции старшего, высокомерно, но при этом хочет сказать что-то хорошее девушке, достоинство и чистоту которой понимает, но пока недооценивает. Вот только в отличие от Евгения Онегина, Евгений Телегин ошибется во всем.

Достаточно необычно в фильме "звучит" тема юных девушек. "Герой тяжелого рока" Зарецкий (обаятельный Юрий Гальцев) подчеркивает, что предпочитает девушек значительно моложе себя и достаточно часто их меняет. Юрий Кузнецов, сыгравший завсегдатая бесед у костра, будет бесконечно пересказывать историю о том, как увидел в бане "обнаженную девушку, городскую". Виктор (Вячеслав Карпов) соблазняется Авдотьей - тетей Татьяны и Ольги, потому что, очевидно, она не под стать ему - хороша собой, свежа и гораздо моложе. Сам Евгений признается, что он - жертва рекламной эстетики и ему кажутся симпатичными девушки стандартной телевизионной внешности. Хотел ли автор по типу "город - деревня" противопоставить юность и зрелость, моногамию и полигамию, натуральную и "рекламную" красоту? Зритель рассудит.

В фильме обращает на себя внимание музыкальное оформление. В деревенских сценах, при изображении природы, использована музыка группы "Конус маха". Исполнители называют свое творчество "песнями о мистических прозрениях и сумеречных состояниях". Народный вокал, фольклорное звучание как нельзя лучше передают сказочную деревенскую атмосферу. В Петербурге в это время 80-е, "скука, холод и гранит", время модных джинсов, Виктора Цоя, The Rolling Stones и The Monkees, английский сплин Онегина... и круг знакомств Виктора Тихомирова.

Сюжет, музыка, цветокоррекция, нарочито неестественная игра юных актеров погружают зрителя в сказку, не добрую и волшебную, но таинственную и загадочную, населенную мистическими существами. Не замечательный ли это вариант переносить действия произведений русской классики не из прошлого в наше время, а в другую реальность? Возможно, такой эскапизм и есть недостающее нам переосмысление великих отечественных произведений.



Автор
Александра Привалова (Школа критики)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе