Образ русского мужчины в советском кинематографе

Кино СССР — это наука, которой стоит заняться всерьез, ибо нет в мировом искусстве аналогов столь многонационального и много культурного явления, как советский кинематограф. 

Конечно, период советского кино очень отличается от того, что выходит на экраны кинотеатров сегодня, хотя бы тем, что все-таки оно имело в большем объеме функцию назидательную и пропагандистскую.

Кинокартина страны советов, а особенно это касается ранних лент — это, прежде всего, государственный заказ, который должен быть выполнен безукоризненно и следовать четким партийным инструкциям. В противном случае картина могла до зрителей просто не дойти, а в самом безобидном случае — лечь на полку до «лучших времен». Киноцензура существовала и в дальнейшем, однако с течением времени и течением генеральных секретарей СССР менялась политика, взгляды и темы кинолент: если раньше на передний план выходили военные герои или рабочие-стахановцы, которые не помышляли больше ни о чем, кроме как о строительстве новой светлой жизни, то в дальнейшем их место заняли герои химчисток, вокзальные официантки или управдомы, о коммунизме конечно может и мечтающие, но еще больше мечтающие о большой и чистой любви. А если вдруг уже вышло так, что чистая любовь есть, то о машине или холодильнике.

В кинематографе СССР ведущую роль занимает всем понятная и простая жизнь обычных людей, битва за свое маленькое «советское счастье», а во времена брежневского «застоя» — решение бытовых проблем: покупка одежды, уживание в коммунальной квартире без риска убийства надоедливых соседей, билеты в театр достать на премьеру – в общем все то, что тогда советского человека волновало. Поэтому и образ русского мужчины в кино претерпел ряд некоторых изменений: от Героя Советского Союза до тихого пьяницы-слесаря, который и с собственной женой совладать не сумеет, а не то чтобы с капиталистами бороться.  

Однако так выходило, что почти все персонажи – характерные, взятые из реальной жизни и потому так зрителями любимы. Каждому понятно и каждый верит, что в школе историю ведет именно Нестор Петрович, а мешает ему неотразимый Григорий Ганжа, лучший друг человека- это управдом и что после 40 жизнь только начинается.


«Большая перемена», А. Збруев — Г. Ганжа

 
А еще в советском фильме хороший конец непременно наступит: бывший спортсмен бросит пить и влюбится, неверный муж вернется к жене, рядовой фрезеровщик одумается и станет героем труда, а Новосельцев и Людмила Прокофьевна прямо перед титрами обзаведутся еще одним мальчиком.  Потому что нужно советскому человеку его маленькое право на счастье. Хотя бы в фильме.

Портал Moiarussia  пересмотрел самые кассовые фильмы прошедшей эпохи и составил основные типы образов русских мужчин советского экрана.



Герой

Глеб Жиглов из фильма «Место встречи изменить нельзя»


Старшина Федот Васков из фильма  «А зори здесь тихие»


Товарищ Сухов из фильма «Белое солнце пустыни»


Герой на то и герой, что совершает поступки во славу Родины, а потому ему чуждо все человеческое: вредными привычками не страдает. Разве что может пыхнуть папироску-другую, занимаясь напряженной умственной работой. В быту — аскет, в миру — главный по исчерпанию конфликтов, решению глобальных политических проблем и уравновешиванию неспокойных ситуаций. В отношениях с женщинами замечен не был, но в некоторых случаях имеется дама сердца, согласившаяся подождать его триумфального возвращения в родные пенаты. Именно к ней герой и обращается в минуты душевных смятений.

Имеет острый ум и хорошую память, зычный голос и хорошую физическую форму. Как правило, является военным или сотрудником следственных органов. В крайнем случае — обычным милиционером. Одет просто, потому что гнушается мещанскими привычками, устойчив к бытовым неудобствам, всегда бьется с главным нехорошим, превосходящим его в численности и возможностях. И всегда побеждает, проявив хитрость и смекалку.



Авантюрист

Яркие представители:

Геннадий Козодоев из фильма «Бриллиантовая рука».


Остап Бендер из фильма «Двенадцать стульев»



Леонид Куравлев на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»


Авантюрист презирает узы брака и использует их только в случае невозможности использования каких-либо других методов для, например, нахождения одного из 12 стульев. Авантюрист красив, подтянут, вежлив и услужлив, а также с удовольствием демонстрирует силу своих коммуникативных способностей и широкую эрудицию.

От обычных мужчин отличается галантностью и невероятной самоуверенностью. Крайне редко авантюриста можно застать в неловкой ситуации, а если даже и можно, то скорее всего ситуация уже перестала быть неловкой или находится в процессе перелома.

Женщины для авантюриста – один из важнейших интересов, однако, является скорее приятным бонусом к основному призу, чем главной целью в жизни. Внешне авантюрист невероятно красив, одевается во все заграничное, имеет необычную прическу и конечно какой-нибудь необычный аксессуар, которым в случае надобности может козырнуть в обществе нерешительных мужчин.



Нерешительный

Яркие представители:

Хоботов из фильма «Покровские ворота»


Роман Любешкин из фильма «3+2»


Анатолий Новосельцев из фильма «Служебный роман»


От «маменького сынка» отличается тем, что все-таки иногда способен самостоятельно принимать решения или даже резко поменять свою жизнь за последние двадцать минут до завершения фильма.

Нерешительный мужчина, как правило, не женат, но может иметь  негативный опыт общения с женщинами или даже с бывшими женами, которые либо сбежали к лучшему другу, либо ушли куда-то недалеко, например, в соседнюю комнату, и продолжают нерешительного мужчину терроризировать для успокоения своих личных проблем.

Скромен, интеллигентен, комичен. Имеет какую-нибудь полезную для общества профессию, которой отдает всего себя без остатка, так как отдаться больше все равно нечему. Может проявлять незамысловатый талант к музыке, но больше  в качестве успокоительного средства к жизненной неустроенности.

Вредными привычками не страдает, но если все-таки выпивает, то дело заканчивается поездкой в Ленинград на 3-ю улицу  Строителей. Любит радоваться простым вещам, как то катание на коньках или поход за грибами. Мечтателен до ужаса, склонен к депрессивным состояниям и часто имеет неадекватную самооценку. Главный бич нерешительного мужчины — очень решительная женщина, от которой тот будет весь фильм страдать и маяться. Внешне герой ничем не примечателен, разве что имеет пару тройку комичных аксессуаров для усиления образа.  



Опытный муж

Яркие представители:

Миша Дятлов в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»

Леонид Куравлёв

Володя, женатый любовник Катерины в фильме «Москва слезам не верит»


Опытный муж живет в браке с женой и детьми давно и имеет сложную теорию о достижении семейного счастья. Как правило, брак из-за своей давности ему немного осточертел, так что герой использует любую возможность, чтобы смыться в командировку или отпуск без лишнего балласта. Боится всяческих скандалов, связанных с выпивкой или тратой получки, так что подобные случаи тщательно скрывает, проявляя чудеса изощренности.  

Работу свою уважает, но считает, что достоин большего. В коллективе пользуется уважением, любит помыкать робкими и нерешительными. Одежду подбирает простую, но с претензией на модные тенденции. Отличается яркой харизмой, чувством юмора и смекалистостью. Политически подкован, за словом в карман не полезет,  да и вообще, не смотря на постоянные попытки неверности жене является персонажем скорее положительным.



Неопытный муж

Яркие представители:

Семён Семёнович Горбунков из фильма «Бриллиантовая рука».


Василий Кузякин из фильма «Любовь и голуби»


В отличие от «опытного мужа» жену и детей своих любит и никакой другой жизни для себя не представляет. Хочет быть хорошим отцом, однако следить за детьми не умеет в быту, что называется, совершеннейший «лох». Неопытный муж человек скорее неделовой: галстук самостоятельно завязывать не умеет, этикету не обучен, в ресторанах никогда не был, да и с научно техническим прогрессом знаком по наслышке.

Законопослушен, вежлив, ограничен, не интересует никем, кроме собственной семьи. Женскому обаянию поддается только после продолжительных и ярких намеков со стороны потенциальной спутницы. Врать жене не умеет, что-либо секретное скрывает с трудом. По характеру простой и податливый. Чаще всего имеет традиционное скучноватое хобби, которое ждет его в свободное от продолжительной и усердной постройки коммунизма время.



Автор: Анна Векшина
Автор
Graf Montecristo
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе