Николай Хомерики: «Хочется снимать кино про то, чего не знаешь»

На открывающемся 13 мая Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» будет показан фильм Хомерики «Сказка про темноту». Накануне отъезда в Канн режиссер встретился с корреспондентом OPENSPACE.RU 

— Когда вместе со сценаристом Александром Родионовым ты начинал работу над «Сказкой про темноту», как ты формулировал сам для себя, что это за история, о чем она?

— Фильм про женщину. Ну и про все остальное, конечно, что ее окружает. Начали с нескольких эпизодов, потом стало складываться все вокруг нее, нашей героини.

— Что ты собирался рассказать о женщинах?

© ИТАР-ТАСС

Режиссер Николай Хомерики во время съемок фильма «Сказка про темноту»

— Хочется всегда снимать кино про то, чего не знаешь. Про женщин я не мог понять, что они вообще такое, да в общем-то и сейчас мало что узнал. В них много чувственного, непонятного, интересного. Сначала мы много разговаривали об этом с исполнительницей главной роли Алисой Хазановой. Когда появился Саша Родионов, мы тоже очень много общались, писали, меняли написанное. Наконец возник сценарий, но когда начались съемки, то началась жизнь, и картина под ее воздействием стала меняться. Саша очень удивился, увидев готовый фильм.

© Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

— Профессия, которую вы со сценаристом дали своей героине, была определена сразу? Это важно, что она милиционер?

— У нас не про милицию фильм, а про человека. Был вариант, что она экскурсовод, потом мы думали, что она воспитательница в детском саду. Прежде всего нам было важно, что наша Геля работает с детьми. Потом Саша Родионов придумал, что она из милиции, и это показалось мне самым верным решением.

— Профессия накладывает отпечаток на человека, на особенности его поведения. Пришлось, наверное, изучать специфику милицейской службы?

— А как же. Три недели Алиса провела с сотрудницами детского отделения милиции, ходила с ними на рейды, наблюдала, как они ведут себя, общаются, во что одеты. У них работа тяжелая, они компенсируют это тем, что очень элегантно одеваются. Обязательно каблуки, косметика, маникюр.

© Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

— Алису Хазанову ты снимал в своем короткометражном дебюте «Вдвоем», включенном в программу Каннского фестиваля «Синефондасьон» в 2005 году. Потом — в фильме «977», который тоже был показан в Каннах. Сейчас вы с Алисой едете в Канны со «Сказкой про темноту», где у нее главная роль. Ты сразу понял, что это твоя актриса?

— Нет, не сразу, все шло постепенно. Когда мы познакомились и выяснили в разговоре, что она хотела бы попробовать себя в кино, я придумал для нее эпизод в фильме «Вдвоем». В «977» я решил дать ей роль чуть больше, а теперь вот и главную. Я ее люблю за то, что она такая… тонкая, это не сыграешь, не изобразишь. Просто она такая.

— Почему Владивосток был выбран местом действия?

— Я уже много раз отвечал на этот вопрос, но сейчас отвечу по-другому. Обычно я говорю, что мне нужен был порт, что мне во сне приснился этот город. А в принципе из-за того, что Владивосток особенный, в нем присутствует некий сюрреализм — тот, который мне необходим был для картины. Океан, сопки, солнце, немыслимая красота и рядом — обшарпанные дома; озабоченные люди, которые там живут; их очень трудная жизнь. Все это существенная часть нашего фильма.

© Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

— А ты сам человек московский?

— Я считаю себя провинциалом. В Москву приехал в 14 лет, когда личность уже сформировалась. Я жил в разных городах, в основном в Краснодарском крае. В Сочи, в Новороссийске, в Абхазии — в Гудауте; потом приехал в Москву. Называю себя провинциалом, хотел бы себя таким считать.

— Почему?

— Так мне нравится. Потому что помню, что, когда оказался в Москве, больше всего хотел покататься на эскалаторе.

— Одного из мужчин, с которыми сталкивается героиня фильма, играет очень известный во Владивостоке человек — Александр Долуда, исполнительный директор Международного кинофестиваля «Пасифик меридиан». Он и в жизни очень колоритный персонаж, художественная личность, но в кино не снимался. Почему ты его пригласил?

— Спонтанно получилось. В нем есть то, что мне нужно было для этой роли. Когда он говорит: «Я поэт по профессии, котик, а по службе — предприниматель» — хрен бы кто еще так это сказал.

— В твоем фильме есть еще одна примечательная личность из Владивостока — жена губернатора края Лариса Белоброва в роли учительницы танцев.

— Ларису я тоже очень люблю. Она прекрасный человек, актриса замечательная. Заслуженная артистка России. Она, несмотря на то что жена губернатора, очень стеснялась сниматься, говорила: «Коля, может, не надо…» А я отвечал : «Надо, я именно вас хочу снимать». Мне в кино изначально важны не профессиональные исполнители, а люди хорошие, глаза их очень важны. В принципе, у меня документальное кино, несмотря на то что написан сценарий и участвуют актеры. Правда поведения, выражения глаз — это больше, чем игра.

© Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

— Есть несколько очень известных фильмов, где герои, как и у тебя, чтобы преодолеть свои внутренние проблемы, приходят на уроки танцев. «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром — ремейк японского фильма, «Беззаботная» Майка Ли. Тебя не волновало, что это уже было в кино, что могут возникнуть параллели со знакомыми картинами?

— Нет, совсем не волновало. Да я и кино-то уже лет пять совсем не смотрю. Книжки не читаю. В музеи не хожу. Неинтересно. Мне только жизнь интересна по-настоящему.

— И газеты не читаешь, интернет?

— Интернет и газеты читаю, потому что это относится к жизни.

— Ты после Высших режиссерских курсов продолжил учебу во французской киношколе La Fémis, работал на съемочной площадке у Лео Каракса, Алена Роб-Грийе, Клэр Дени, Филиппа Гарреля. Чему ты у них научился?

— Очень многому. Самое главное — я усвоил для себя, что такое работа с актерами. Понял, что надо их обязательно любить, надо ловить момент. Чтобы поймать нужный момент, надо его создать. Обычно режиссеры делают все для того, чтобы артисты напряглись, а я стараюсь сделать так, чтобы они расслабились и ничего специально не играли.

— Премьера фильма «Сказка на ночь» состоится на Каннском кинофестивале. Как ты думаешь, будет ли отличаться восприятие картины там от реакции будущих зрителей здесь?

— Думаю, будет. Потому что в фильме очень много диалогов, которые непереводимы. Но общечеловеческая история будет понятна всюду. Хотелось бы, чтобы никто не воспринимал фильм как нечто провокационное. То, что героиня в погонах, лексика ненормативная — это не ради провокации. Я снял фильм про любовь. Он для тех людей, про которых я снимал. Мне бы хотелось, чтобы у него была самая широкая аудитория, хотя понимаю, что это невозможно по ряду причин. Из-за нашей ситуации в прокате в первую очередь.

© Кинокомпания «Коктебель»

Кадр из фильма «Сказка про темноту»

— А не хотелось обойтись без нормативной лексики, чтобы не тревожить и не возмущать нашу аудиторию?

— Хотелось, но не получилось. Я даже снимал дубли без лексики этой самой. Выходило хуже, поэтому оставили как в жизни.

— Что бы ты сказал о своем фильме одной фразой, которой можно привлечь самых разных зрителей?

— Ну, что-то самое простое. Женщина-милиционер ищет мужчину.

 

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе