Фантастическая история про то, как пацаны землю спасали, в каком-то смысле задала тон всему грядущему фестивалю, среди участников которого присутствуют и отпетые хулиганы, и пришельцы из космоса, и добропорядочные деятели искусств, от которых, как выяснилось, на земле проку мало.
Треть фильмов из пятнадцати заявленных в фестивальной программе в обозримом будущем выйдут в прокат: упомянутые выше «Чужие на районе», костюмная комедия «Без истерики» Тани Уэкслер, полицейская драма «Однажды в Ирландии» Джона Майкла Макдонаха, мелодрама «Последняя любовь на Земле» Дэвида Маккензи и байопик наркодилера Говарда Маркса «Мистер Ганджубас», снятый Бернардом Роузом. Смотреть эти ленты на фестивале имеет смысл только из соображений акустической безопасности, дабы застраховать себя от последующих кошмаров отечественного дубляжа. Но в первую очередь следует обратить внимание на те фильмы программы, к которым впоследствии легального доступа не представится.
Можно по-разному относиться к режиссеру Майклу Уинтерботтому, но его способность делать фильмы из мыльных пузырей не может не вызывать восхищения. «Путешествие» - это история про то, как Стив Куган отправился исследовать пабы Северной Англии и прихватил с собой Роба Брайдона – чтобы было на кого спустить собак в случае, если обед окажется несъедобным. Смотревшие «Историю петушка и бычка», должны были убедиться, что присутствие в кадре этих двоих (Кугана и Брайдона) гарантирует, как минимум, десяток отличных шуток и пару-тройку отменных. Всем прочим это удовольствие еще предстоит.
«Отморозков» Питера Муллана летом показывали на ММКФ в программе 8 ?. Заезженный сюжет о том, как неблагоприятная социальная среда воздействуют на подростковые мозги, рассказан с шотландской прямотой, приправлен анатомическими подробностями и облагорожен психологическими нюансами. Это второй после «Сестер Магдален» успех Муллана-режиссера.
Режиссер Бена Уитли («Не та дверь») представлен на фестивале сразу двумя работами. «Список смертников» - история киллера-неудачника, зарабатывающего себе на новый санузел. «Убийство – дело семейное» - черная комедия про похождения рецидивистов, папаши и сына, вычисляющих «стукача» в семейном кругу. В обеих лентах чувствуется легкий почерк комедиографа, тонко чувствующего грань между абсурдом и кошмаром. Бен Уитли прилетит в Москву на фестиваль и сам расскажет, как это у него ловко получается.
Сюжет «Сделано в Дагенхэме» режиссер Найджел Коул откопал в архиве компании Форда: в 1968 году швеи одного из заводов устроили забастовку, потребовав равных прав с мужчинами – на труд, отдых и социальный пакет. Историю феминистического движения неполиткорректный автор «Спасите Грейс» превратил в трогательный фарс, героини которого выглядят не свирепыми эмансипе, а нелепыми идеалистками, сражающимися не столько за равные права, сколько за любовь во всем мире.
Хит фестивальный программы: «Два дня в море» Бена Риверса. Полнометражный дебют режиссера-экспериментатора: тщательная черно-белая документация двух дней жизни современного отшельника. Приз FIPRESCI минувшего Венецианского фестиваля.
Кроме показов в рамках фестиваля намечена образовательная программа. 5 ноября режиссер Филип Кокс («Бенгальский тигр») проведет в «Горизонте» мастер-класс для российских документалистов в рамках которого поделится опытом, как правильно выбрать тему, найти финансирование и грамотно продать свою работу.
13 ноября в «Гараже» намечен целый цикл лекций о современной киноиндустрии. Самые актуальные: «Образование в кино: вчера и сегодня», «Как создать независимое кино с нуля», «Производство художественного фильма: от сценария до кинотеатра» и «Дистрибуция как важный аспект продвижения видеохудожников».
Наталья Яснова
Московские новости