«Нелюбовь»: Роднянский рассказал, почему фильмы Звягинцева снимаются без господдержки

На Каннском фестивале покажут российские фильмы, которые надо смотреть в шлемах виртуальной реальности.
Кадр из фильма «Нелюбовь».


В дни 70-го Каннского кинофестиваля, который откроется 17 мая, будет работать уже в десятый раз российский павильон. Там традиционно презентуют российские проекты, в том числе и молодых кинематографистов. Особенно впечатляет одноминутный фильм «Склероз». Увидим мы и российские картины, сделанные в новейшей технологии VR, смотреть которые нужно в шлеме.

По словам хозяйки российского павильона Екатерины Мцитуридзе, нас также ждет и фильм-сюрприз от России в одной из каннских программ. А в самом павильоне, расположенном в фестивальной деревне на морском берегу, помимо презентаций новых проектов и российских фестивалей пройдет мероприятие, посвященное созданию в России Кинокомиссии. Наконец-то и у нас серьезно задумались о том, как сделать страну привлекательной для зарубежных кинематографистов, чтобы они приезжали и снимали фильмы в Москве и других городах, а наши режиссеры не бежали бы в Будапешт, Прагу и Минск в поисках российских пейзажей, не выдавали бы Калугу за Москву.

В основном конкурсе Россию представит «Нелюбовь». Ее продюсер Александр Роднянский назвал участие в Каннском фестивале прежде всего большой победой режиссера Андрея Звягинцева. Он рассказал «МК» о том, почему авторы фильма отказались от господдержки и сняли картину с привлечением средств российского бизнесмена и продюсера Глеба Фетисова.

— Мы не обращались за господдержкой, с самого начала отдавая себе отчет в том, что «Нелюбовь» не является фильмом, с которым можно идти в Фонд кино, который традиционно поддерживает картины жанровые, с большим коммерческим потенциалом проката именно в России. Эта картина Андрея Звягинцева намного более коммуникабельная, хотя он никогда и не был герметичным художником, фильмы которого трудно понимать. У фильма есть свой потенциал в России. Традиционно все предыдущие картины Звягинцева хорошо шли во Франции, других европейских странах и даже в США. Но в России их принимали достаточно сдержанно. Поэтому было понятно, что обращение в Фонд кино — неформат, а в Министерство культуры мы не пошли уже в силу сжатых сроков производства. Мы хотели быстро снять картину, притом что сценарий писался два года. Сказался и опыт «Левиафана». В общем, мы решили сделать картину на свой страх и риск, тем более что возникла возможность воспользоваться поддержкой Глеба Фетисова. Он ее предложил, и мы были ему за это благодарны. «Нелюбовь» представляет собой классическую европейскую копродукцию, в которой принимали участие шесть компаний из четырех стран. Назовем вещи своими именами: только один фильм Звягинцева делался с господдержкой. Это «Левиафан». И произошло это потому, что наша компания располагала в тот момент определенным объемом средств, выделенных нам как лидеру по программе приоритетного финансирования в Фонде кино. И мы решили использовать часть денег на производство «Левиафана». «Елена», «Изгнание» и «Возвращение» были сделаны без господдержки.

По словам Александра Роднянского, «Нелюбовь» — драма отношений, история современной московской семьи. Ему около сорока, ей чуть больше тридцати. У них есть ребенок. Они переживают мучительный, болезненный развод. У каждого из них начинается новая жизнь. Картину не удалось полностью снять осенью из-за рано наступившей зимы. Но спас «узкий зазор между непогодами» в конце марта — начале апреля, когда фильм досняли. Отборщики Каннского фестиваля ждали Звягинцева до последнего. Вновь отснятые за три дня сцены вставили и показали 10–11 апреля картину экспертам. Сейчас доводится до ума технологическая часть.

Представят на Каннском фестивале и программу российских короткометражных сферических фильмов в виртуальной реальности Russian VR Seasons. 21 мая на кинорынке их можно будет посмотреть в специально построенном зале с 30 шлемами виртуальной реальности. Среди шести независимых фильмов из России — анимационно-мультимедийный «Между Петровым и Водкиным» Дениса Семенова и Натальи Севериной об истории русского искусства 1912–1917 годов. «Выход в открытый космос» создан при участии Тимура Бекмамбетова по мотивам истории Алексея Леонова и связан с выходом фильма «Время первых» Дмитрия Киселева. Сюда же вошли и документальные VR-фильмы: российско-американский «Озеро Байкал: зимний дух» Майкла Оуэна и Георгия Молодцова и социальный проект о единственном в мире профессиональном танцоре на коляске на льду Максиме Киселеве. «История одного шута» и «В кругу семьи» — игровые картины в 360 градусов, сделанные студентами Московской школы кино.
Автор
Светлана Хохрякова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе