Нашествие эллинов

Новый фильм Тарсема Сингха оказался далеко не очередным банальным экзерсисом Голливуда. Обстоятельства, способствовавшие появлению картины, являются свидетельством определенной степени творческой свободы авторов. Прежде всего "Война. Бессмертные" созданы не шестеркой голливудских мейджоров, но по сборам уже успели выдать второй результат за год в прокате США за первый уик-энд среди немейджоров. Также новый фильм создавался с прицелом на рейтинг R, означающий допустимый возрастной порог для зрителя в 17 лет. Это наложило отпечаток на сценарий, где кровь хлещет без страха испачкать стерильное восприятие потребителей кинокомиксов. В итоге современный кинематограф получила крупнобюджетное полотно, которое определенно может стать вехой в идеологической истории кинопроцесса.

Тарсем Сингх – пятидесятилетний выходец из Индии, половину жизни проживший в США. В детстве судьба забрасывала его в Гималаи и шахский Иран. Переехав за океан, Тарсем стал клипмейкером, сняв, к примеру, ставший весьма известным клип для группы REM - "Losind My Religion". С фильмами ему везло меньше, и "Бессмертные" его всего лишь третий проект, хотя уже готова и анонсирована на следующий год его версия "Белоснежки". Режиссер не брался за все блокбастеры, что ему предлагали, предпочитая сосредоточиться на творчестве. Например, он был вторым режиссером в "Загадочной истории Бенджамина Баттона".


Композиция новой картины "Бессмертные" внешне напоминает помесь пеплума с компьютерно-графическим блокбастером. Примерно тем же запомнились "300 спартанцев" другого яркого визуализатора Зака Снайдера. (Кстати, на "Бессмертных" работала та же продюсерская команда). Зеленый свет проекту дал кассовый успех вышедшей недавно подобной продукции, в частности, относительно низкобюджетной "Битвы титанов". Однако, в отличие от вариаций на тему доблести спартанцев-морпехов и прочих, подвергнувшихся американизации древних мифов, "Бессмертные" не следуют общему тренду крупных голливудских студий, работающих по данной теме.


Жанр пеплум часто использовался в истории Голливуда, особенно в тридцатые–пятидесятые годы ХХ века. Американцы видели в пеплумах образ своей нации - первых гонимых христиан. Тарсем проложил путь новому видению сценарной схемы. Среди его эллинов попадаются чистокровные индийцы. Сам герой – Тесей, - происходит из простолюдинов и отец его неизвестен. Таким образом, незаконнорожденный мог быть белой вороной среди полноправных темнокожих собратьев.


В части использования смуглых актеров в ролях эллинов Тарсем был скован обстоятельствами. Какому американскому зрителю захотелось бы смотреть кино с греками, выглядящими как индусы? Поэтому режиссер равномерно рассеивает своих соплеменников по сюжету. Вот помощник военачальника словно пришел из Махабхараты; то жрица какая-то не европеоидного вида… Со жрицами вообще ситуация мультикультурно-закрученная: три сестры Федры (актриса из Индии Фреда Пинто, известная по "Миллионеру из трущоб") принадлежат к разным расам: африканской, монголоидной и еще одной – непонятно какой, но ближе всего к европеоидной (актрису зовут Kaniehtiio Horn, и данные о ее происхождении отсутствуют). Таким образом, Тарсем придает эллинам черты многонационального общества, тогда как их противники моноэтничны. Если опрокинуть эту образность на нынешние дни, то выходит, что эллины Тарсема есть прообраз Ближнего Востока, куда вторгаются силы коалиции под командованием президента Гипериона.


Вот как сам режиссер в одном интервью затрагивает эту тему: "Если Бог существует, то как можно объяснить все эти ужасы, творящиеся в мире? Потом я подумал, почему они (боги – А.Ю.) не появятся на лужайке перед Белым Домом и не скажут: "Мы существуем, отведите нас к вашему лидеру!"…. Боги не вмешиваются, потому что они уважают нашу свободу выбора. Они могут попытаться, словно родители, которые знают об экзамене и готовы дать ответы на блюдечке, но не станут, так как тебе нужно быть подготовленным к жизни. После того, как эти элементы были добавлены в фильм, он стал фильмом о греческой мифологии".


В общем, режиссер индийского происхождения Тарсем снял антиамериканскую картину на тему столкновения цивилизаций. Пикантность момента в том, что лента сделана не только для международного проката, но и для американцев.


Высокобюджетный антиамериканизм в кино, протестующий против внешней политики мирового гегемона, основал Кэмерон в "Аватаре". Тогда режиссер лишь обратил в коммерческое русло растущую непопулярность войны в Ираке, в том числе и в американском обществе. Ирония "Аватара" заключалось в том, что в воображаемом мире тактическая победа пандориацев носила исключительный характер. В мире Кэмерона правят крупные корпорации, захватывающие все и вся.


Тарсем перевел противостояние Запада и Востока на уровень богов. Даже титаны имеют в "Бессмертных" индийско-ближневосточный оттенок джиннов, метафорически уподобляясь террористам. Безбожник Гиперион, высвободив призрак терроризма, тем самым угрожает спокойствию ближневосточных цивилизаций. Божество, которому поклоняется царь-разрушитель, изрядно напоминает Золотого тельца с Уолл-Стрит.


Из творческих особенностей картины стоит отметить исключительную красоту визуального ряда. Тарсему внутри большого бюджета было где развернуться. На экране вполне органично соседствует эстетика картин Возрождения и футуристические виды Олимпа. А вот локализация 3D неудачна и выполнена с затемнением. Картина, кстати, не снималась в трехмерном формате, а была переведена в него позднее. В общем, совокупность всех положительных сторон картины дает лучший пеплум сезона, превосходящий не только собратьев по жанру, но и прочие кинокомиксы.


liberty.ru


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе