Наш удел — беспредел

Кино недели: якудза, алкоголизм и первый альфа-самец.
В прокате — новые фильмы таких живых классиков, как Такеши Китано и Гас Ван Сэнт: первый завершает свою якудза-трилогию «Беспредел», а второй переносит на экран биографию комиксиста, алкоголика, колясочника Джона Кэллахана.
Кадр: фильм «Последний беспредел»


Кроме того: в «Альфе» Альберта Хьюза человек впервые в истории приручает пса.



«Последний беспредел» (Autoreiji saishusho)
Режиссер — Такеши Китано


Спустя пять лет после того, как большую часть его корешей пустили в расход во время войны семей Ханабиши и Санно, служивший проигравшей стороне Отомо (Такеши Китано) отсиживается на южнокорейском курорте — присматривает за борделями приютившего его авторитета Чанга. На этой, более-менее, почетной пенсии лютому рецидивисту, конечно же, не по себе: то на ближайшего товарища Ичикаву (Нао Омори) во время рыбалки сорвется, то ударится в ностальгические бурчания о старых-добрых временах и кодексе гангстерской чести. Не удивительно, что когда залетный гастролер-понторез из клана Ханабиши накошмарит в его вотчине, Отомо, не дожидаясь разрешения старших, вылетит в Токио — не только за репарациями, но и за полноценным реваншем против Ханабиши. Тот факт, что верхушка в свое время победившего клана — пришедший в бандитскую власть из бизнеса председатель Намура (Рен Осуги) и пара презирающих его за чистоплюйство первых замов — как раз грызется за влияние, поочередно подставляя друг друга, Отомо, этому блудному деду от местных криминальных разборок, окажется только на руку: смутные времена для беспредела идеальны.

На финальный круг своей бандитской трилогии Китано заходит, поначалу последовательно генерируя у зрителя головокружение: чтобы уследить за всеми манипуляциями, провокациями и нюансами в многословных переговорах бесчисленных хмурых мужчин в строгих костюмах, которые населяют этот фильм, требуется предельная концентрация. Этот драматургический перегруз, устраиваемый здесь Китано и, на удивление, до поры почти бескровный, оказывается, впрочем, вполне легитимным — чем сильнее успевают утомить своей болтовней токийские авторитеты, тем заслуженнее затем будет ощущаться их поочередный отстрел. Китано при этом уже почти не прибегает к гиперболизации насилия в кадре (которым страдали предыдущие пара серий «Беспредела») — не говоря уже о том, что тянет с ним до второго часа экранного времени — и вообще придерживается, кажется, самой отстраненной и самой хладнокровной в карьере позиции в отношении якудза-жанра. Более того, он еще никогда не изображал криминальные реалии как таковые с таким минимализмом стиля: что переговорные кабинеты, что ночные клубы, что загородные дворцы здесь выглядят прежде всего потенциальным кладбищем — вместе с кодексом чести, похороненным зарвавшимися современными якудза, по Китано, должны погибнуть и они сами, и конвенции порожденного ими жанра. Неудивительно, что не обходится здесь и без символического сэппуку — в конце концов, сам Китано вклад в бандитское кино по-японски успел внести тоже немалый; грех такое забывать.



«Не волнуйся, он далеко не уйдет» (Don't Worry, He Won't Get Far on Foot)
Режиссер — Гас Ван Сэнт


«Меня зовут Джон Каллахан, и я алкоголик», — представляется мужчина с интересным лицом и копной рыжих волос (Хоакин Феникс). Мужчина при этом сидит в инвалидной коляске, неестественно скрючив ноги, — тело и ноги Каллахана парализовало в автокатастрофе, в которую он еще в 19 лет угодил вместе с севшим за руль в опьянении собутыльником (Джек Блэк). Чудо монтажа дает понять — эту мантру он повторял в своей жизни не раз и не два: уставившись в зеркало с жестокого бодуна, на собраниях «Анонимных алкоголиков» дома у взявшего над ним шефство мажора Донни (Джона Хилл), на сцене перед толпами влюбленных в его бесцеремонные, издевательские, неполиткорректные карикатуры и комиксы поклонников. Каждую речь сопровождает рассказ о том дне, когда будущий культовый художник лишился здоровья, — но, как постепенно намекает, переключаясь туда-сюда между разными периодами жизни реального Каллахана, фильм Гаса Ван Сэнта, по-настоящему переломным для героя станет день, когда он бросит пить.

Стоит сразу заметить, что после чудовищно благостного «Моря деревьев» «Не волнуйся, он далеко не уйдет» — для Ван Сэнта определенно возвращение в хорошую режиссерскую форму. Самую интересную свою работу он здесь, впрочем, проделывает в первой половине фильма — когда его кино свободно скачет по узловым эпизодам в судьбе скончавшегося в 2010-м Джона Каллахана, формируя на экране импрессионистский хаос, вполне адекватный запущенному состоянию художника в его, хм, синий период. Кино у Ван Сэнта в итоге как раз из этого хаоса постепенно и вырастает — примерно так же, как вышел из алкогольной пучины в свое время и сам Каллахан, и как артист, и как человек. Другое дело, что если для Каллахана завязка в итоге стала спасением, импульсом, без которого бы не было никаких гениальных карикатур, то фильм Ван Сэнта, как только герой прозревает и просыхает, резко сбавляет в энергичности — и дальше катит уже только на колесах необъятной киногении Хоакина Феникса, который одним лицом (и совсем немного руками) убедительно отыгрывает даже самые плакатные стадии преображения Каллахана.



«Альфа» (Alpha)
Режиссер — Алан Хьюз


Европа, 20 тысяч лет назад. Жизнь на излете ледникового периода проста, но жестока — и когда Кеда (Коди Смит-Макфи), сын вождя охотничьего племени (Йоханнес Хёйкьюр Йоуханнессон), во время стихийного обряда инициации оказывается сброшен со скалы огромным разъяренным буйволом, сородичи, смахнув слезу, мысленно его хоронят и срываются с места. Пацан, впрочем, ухитряется выжить — и в одиночку отправляется на поиски дома, ориентируясь лишь на выколотые у него на руке очертания Большой Медведицы. Не спасует он, и попав в окружение стаи волков-переростков — более того, ранив одного из них, не только не добивает зверя, но и решает его приручить. Как не раз даст понять фильм Альберта Хьюза — впервые в истории человечества. Волк, которому суждено стать первым псом, получит от Кеды, к слову, разговаривающего на придуманном специально для фильма прото-языке, кличку Альфа.

Сцены этого привыкания мальчишки и волка друг к другу, снятые и смонтированные Хьюзом с виртуозностью, которая подкупает тем больше, чем менее броской на первый взгляд кажется, пожалуй, и получаются в «Альфе» самыми ударными — даже с учетом того, что затем опасность пути героев будет только нарастать, нагнетая и нагнетая саспенс. Тем не менее именно сама история приручения здесь предоставляет наиболее полнокровный материал для кино-аттракциона — Хьюз в этой части фильма находит достаточно пространства не только для нервов и трюков, но и для юмора. Последнего несколько не хватает в завязке и особенно преисполненной победительного пафоса концовке — но в остальном, надо отдать должное впервые работающему без брата-близнеца Аллена (вместе они сняли, например, «Книгу Илая» и недооцененную классику гетто-драмы «Угроза для общества») режиссеру: Хьюз ухитряется на машинерии и компромиссах современных студийных блокбастеров сыграть обаятельно олдскульную, то есть непривычно проникновенную и душевную, мелодию.

Автор
Денис Рузаев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе