Мушкемарины капут. «Уланская баллада» и главная угроза патриотическому воспитанию

Уважаемые читатели! У нас плохие новости. В грозный час, когда Бонапарт дошёл до Москвы, захватил корону Российской империи и везёт её в Польшу дарить своей любовнице – Матушке-России осталось надеяться только на четверых лихих улан. Один из них гусарящий Безруков, ещё двое -- мушкетёрящие статисты, а за главного героя – гардемаринящее не пойми что из подтанцовки.  


Это "Уланская баллада" -- единственное, что родил российский кинематограф к 200-летию Бородинской битвы и победы над Наполеоном. Если вам интересно, какую угрозу таит в себе эта кинокартина и как её остановить – давайте об этом поговорим.

Первое (специально для набравших в грудь воздуха разоблачайников): министр культуры В.Р.Мединский тут не при делах. Его назначили всего пять месяцев назад, а фильмы делаются минимум по году-полтора. И за то, что появилась «Уланская баллада» и что денег на неё дал Фонд Кино, ответственность лежит, видимо, на экс-минстре Авдееве. Или даже на экс-министре Швыдком.

Второе: о самом фильме стоит поговорить отдельно. Потому что это не фильм, а набат. Оглушительно предупреждающий о главной опасности, которая подстерегает дело патриотического воспитания в России.

Эта опасность – простейшие креативные личности с мощным сосательным рефлексом, размножившиеся в нулевых на производстве сериалов про юморных полицейских и отважных сыщиц. Чующие издалека запах финансирования и немедленно сползающиеся на него. Готовые снимать что угодно, с каких угодно позиций, в каком угодно жанре. В том числе и в патриотическом. Всё равно они ничего ни в каком жанре делать толком не умеют.

В отличие от режиссёров и сценаристов, уважающих свой труд, эти ребята заслуженно не уважают в себе ничего -- и именно поэтому в борьбе за патриотическое кинофинансирование они рискуют вырваться вперёд всех. Ибо они быстро и без рефлексии согласятся на любые чиновничьи условия. Бодро возьмутся за дело. И, загадив всё, расползутся жрать дальше.

А после них останется, например, «Уланская баллада». По моему субъективному убеждению – штука пострашнее «Служу Советскому Союзу» и «4 дней в мае». Те были просто бредовой русофобской клеветой, в силу своей бредовости дающей скорее обратный эффект. А это, наоборот, – чёрный пиар патриотизма. Нечто вроде обкатанных в 90-х на губернаторских выборах публичных акций «геи за Петрова», после которых телезрителям хотелось подсознательно не иметь ничего общего с Петровым.

Я не сгущаю краски. Я сейчас расскажу сюжет "УБ" - сколько терпения хватит.

Значит, так. Где-то в России, когда-то в 1812-м. Трое русских улан, "цитирующие" (то есть тупо копирующие) трёх мушкетёров, преследуют карету с Наполеоном, который непонятно что делал в тылу у русских и теперь скачет к себе. По дороге уланы голосом Безрукова кричат, что не посрамят Россию-Матушку и побьют французишек. Всерьёз кричат, с надрывом. Сабли они держат вытянутыми вперёд – то ли чтобы удобнее рассекать воздух, то ли чтобы вернее достать Наполеона. В троих улан на скаку палят стационарные пушки из наполеонова лагеря. Им приходится отступить.

От улан Наполеон уходит, но его пешком догоняет местный юноша-подросток (крашеный клубный блондин лет тридцати), который вроде как д`Артаньян, но во всех сценах воспроизводит Шурочку Азарову из «Гусарской баллады». Прячась за колоннами, блондин проникает мимо охраны в кабинет Наполеона и наблюдает за процессом предательства: какой-то российский офицер сдаёт ему бородинскую диспозицию Кутузова. Тем временем приезжает красивая полька с сообщением от любовницы Бонапарта Валевской. Тем временем охрана Наполеона рассорилась и рубит друг дружку в коридоре саблями. Тем временем предатель обнаруживает блондина за портьерой, но промахивается в него. Тем временем блондин вылезает на крышу, где по нему промахиваются все остальные солдаты Наполеона. Потом блондин прыгает с крыши на карету, в которой приехала полька. Потом он залезает в карету, отнимает у польки капор, как гардемарин, и надевает его на себя, а потом вылезает из окружённой врагами кареты под видом польки. Что это ему даёт – непонятно, потому что через секунду его разоблачают, и он отнимает у кого-то коня, и скачет на нём в расположение русских войск, и его ведут к Кутузову, и Кутузов, услышав фамилию, вспоминает отца юноши, и местный де Тревиль зачисляет его в уланы, и Безруков ещё раз пять за десять минут успевает по-разному выкрикнуть слова «Братцы!» и «Россия-матушка!», а потом начинается Бородинская битва, в которой участвует под 100 человек массовки суммарно с обеих сторон, и то и дело зачем-то включается рапид, и пушки трудятся без конца, изображая то русские, то французские орудия в зависимости от ракурса съёмки, и когда кажется, что хуже уже быть не может, нам показывают Петергоф, в котором Александр I катает истерику: Наполеон увёз из Москвы забытую там при эвакуации корону Российской Империи и собирается подарить её Валевской: "Этта будет мой позоррр на всю Европу!!! Сделайте что-нибудь!!!" Мушкемарины, то есть уланы, отправляются за подвесками, где блондина ждёт любовь с полькой, ну и так далее.

...Как всё это можно было снять -- я не знаю. Возможно, авторы фильма думали, что им удастся всё это выдать за постмодернизм и цитаты. Ну, если вдруг будут докапываться. Хотя ежу ясно, что два часа немотивированно воспроизводить не связанные между собой куски из советских фильмов – это не постмодернизм, а караоке за казённый счёт. Караоке тем более чудовищное, что щели между кусками из советских фильмов в «УБ» забиты бессмысленными репликами на «старомодном» русском языке, каким его себе представляют троечники в старших классах.

Итог немного предсказуем: 150-миллионная картина провалилась и не соберёт, видимо, даже пятой части бюджета. А создатели (запомните: режиссёр Олег Фесенко, сценарист Глеб Шпригов) уже наверняка лелеют новые проекты.

…В общем, уважаемые читатели: у меня есть только одна идея, как обратить «Уланскую балладу» на пользу делу патриотического воспитания. Если устроить создателям этой халтуры показательное отлучение от любых госсредств лет на десять, а чиновников, поставивших подписи под выделением на это средств, вычислить и показательно же изгнать со службы – то другие творцы поостерегутся подползать с подобным патриотизмом к казне. А чиновники -- начнут живо интересоваться результатом.

Виктор Мараховский

Шеф-редактор веб-проекта "Однако". Журналист. Родился в Риге в 1978 году.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе