Константин Эрнст: «Из-за "Яиц судьбы" и молочных желез Семенович зритель перестал верить в русское кино!»

Гендиректор Первого канала рассказал, почему отечественные фильмы никому не нужны ни на родине, ни на Западе [аудио]


В рамках московского кинофестиваля состоялась конференция на тему «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино». Говоря проще - как сделать так, чтобы русское кино смотрели за рубежом? Как вообще сделать его частью мировой кинокультуры?


Продюсеры, режиссеры и чиновники от культуры думали, как привлечь кинематографистов в нашу страну: пейзажи-то у нас роскошные, но голливудские режиссеры почему-то фильмы снимают нечасто. Делились горькими воспоминаниями: Алексей Учитель, например, рассказал, с какой жалостью на него смотрели в Лос-Анджелесе, когда он пытался раскрутить выдвинутый на "Оскар" "Дневник его жены" с рекламным бюджетом в пять тысяч долларов... Конечно, ничего не вышло. На раскрутку другого его фильма, "Край", было потрачено гораздо больше денег и труда - как результат, номинация на "Золотой глобус". Вывод - если хочешь получить серьезные премии, надо заниматься раскруткой, причем делать это должен в том числе российский оскаровский комитет.


А самое яркое выступление было у Константина Эрнста. Программным докладом его считать не стоит - скорее была эмоциональная речь, которая очень расшевелила собравшихся.


"АУДИТОРИЯ НЕ ПРОЩАЕТ, КОГДА ЕЕ ОБМАНЫВАЮТ"


Семь лет назад в прокат вдруг один за другим начали выскакивать российские фильмы - и перебили по сборам американские блокбастеры. Многих коллег посетила эйфория. Нам показалось, что мы наконец-то вошли на свою площадку и сейчас всем покажем, кто здесь главный. За пять лет дело дошло до того, что процент российских фильмов в прокате стал равняться 35 - или даже больше. Но что мы имеем сейчас, в 2011-м? По самому оптимистическому прогнозу, российские картины займут до 15  процентов проката. В прошлом году Первый канал проводил опросы людей, выходивших из кинотеатров. 35 процентов на вопрос, хотят ли они видеть русское кино, ответили "Нет".

Виноваты в этом все, здесь присутствующие и некоторые отсутствующие.  Ребята с «Яйцами судьбы» и молочными железами Анны Семенович* до такой степени отвратили от российского кино самую активную молодежную аудиторию, что на русский фильм эти зрители уже не пойдут - даже на нормальный, на тот, который им стоит посмотреть. И правильно, - их столько раз обманывали! Большие аудитории не прощают одного – когда их обманывают. Очень многие кинематографисты - или люди, пытавшиеся стать кинематографистами - думали: "У нас такой поток, сейчас проскочим..." Понятно, что дураков, как всегда, очень много, - и дураки нам серьезно испортили площадку.


Наши фильмы сейчас пользуются невысокой популярностью внутри страны. Наши фильмы не пользуются никакой популярностью вне страны. Нам не удается получить призов на крупнейших фестивалях - либо эти призы не главные. И всех нас абсолютно не устраивает сложившаяся ситуация.


* Константин Львович имеет в виду комедию "Наша Russia: Яйца судьбы" и, по всей видимости, такие картины с Семенович, как "Гитлер капут!".


Об отношениях в среде коллег-кинематографистов:


"ВСЕ МЫ ЗВЕРИ В ДИКОЙ РОЩЕ, ВСЕ ПЛЮЕМ ДРУГ ДРУГУ ВО ЩИ"


Еще важная вещь. Хочу процитировать одну из картин президента Московского фестиваля: "Все мы звери в дикой роще, все плюем друг другу во щи". Потому что одно из самых разобщенных сообществ – это сообщество российских кинематографистов...


Мы ничего не преодолеем, если не объединим усилия. Если кинематографисты не поймут, что надо поддерживать друг друга, а не жить в состоянии вратаря перед 11-метровым ударом, когда все вокруг, даже члены твоей команды - враги. Люди должны поддерживать друг друга. И кинематографистов должно поддерживать государство - но не так, чтобы куда-то перевели деньги, кто-то их "распилил"... Это должна быть очень точная система.


О фестивалях:


В КАННАХ И ВЕНЕЦИИ РОССИЙСКОЕ КИНО НИКОМУ НЕ НУЖНО


Крупнейшим фестивалям  - а их осталось три (Канн, Венеция и Берлин. - Ред.), российское кино просто реально не нужно. Вот мы пытались показать на Каннском фестивале наш фильм "Чужая". Ничего не получилось. В интервью после фестиваля его директора Тьерри Фремо спросили: фильм вам не понравился? Он ответил: "Я его не видел". И мы не смогли попасть в Венецию, куда страшно хотели. Потом я в Лос-Анджелесе виделся с Квентином Тарантино, который посмотрел «Чужую» и сказал: "Слушай, какое хорошее кино". Я говорю: "Мы, к сожалению, не смогли попасть в Венецию, где ты был председателем жюри". "Да ну!? У тебя были шансы!", - сказал он.


Нас никто не ждет, никаких мотивов любить нас нет. А что у нас за последние пять лет такое высокохудожественное произошло, такое остро международно актуальное? Так что обижаться на фестивали нечего. Обижаться можно только на себя.


О свежести подхода:


"ДЖЕЙМС КЭМЕРОН ПЕРЕСКАЗЫВАЛ МНЕ СЦЕНЫ ИЗ "НОЧНОГО ДОЗОРА"


Я хотел бы в двух словах сказать, что при всем при том российское кино, снятое на русском языке, заработало в мировом прокате 32 млн. долларов. С точки зрения Голливуда – ничто, но с точки зрения русского кино это очень высокие цифры. Я говорю о «Дозорах». Напомню в двух словах историю: выходит «Ночной дозор», собирает почти 15 миллионов долларов, побив в российском прокате «Трою». «Нью-Йорк Таймс» на первой полосе публикует большую статью: с огромным удивлением констатирует, что русская картина на русском рынке уделала все голливудские блокбастеры. Мы в течение недели получаем предложения от всех мейджоров (крупнейших киностудий США. - Ред.) и от индивидуальных предпринимателей типа компании Брэда Питта, в результате картина была продана в компанию «20th Century Fox».  Когда приезжал Кэмерон представлять «Аватар», мы с ним разговаривали, и он мне пересказывал эпизоды «Дозоров», что радовало.


«Дозор», который посмотрела вся киноиндустрия, реально реанимировал забытую, почти античную вампирскую сюжетику в американском кино. На самом деле нас, конечно, никто не ждет - но если ты предлагаешь рынку что-то свежее...


О том, что делать:


«ПРОРЫВАТЬСЯ НАДО ВСЕМ ВМЕСТЕ»


Был выдающийся бренд «Совэкспортфильм». Все помнят его замечательные журнальчики с фотографиями, - таких даже в «Советском экране» не публиковали. Советскому кино создавали блестящий имидж - то ли служба внешней разведки, то ли продвинутые выпускниками МГИМО... Но все это закончилось. Нам необходимо создать новый бренд, организацию, который совмещает в себе две функции. Во-первых, это агрегация - то есть работа со всеми кинематографистами на разных стадиях, от идеи до постпродакшна. Это взаимодействие со всеми важными международными институциями. Вторая - это лоббизм. Например, MPAA (Американская ассоциация кинопроизводства - Ред.) – это лоббистская организация американской киноиндустрии. По договоренности с MPAA несколько месяцев назад Google убрал из поисковиков торренты. Правда, к сожалению, только в зоне .com. Но больше ты не сможешь скачать с торрентов пиратский фильм, - именно потому, что эта лоббистская организация договорилась о защите своих интересов с важнейшим на данный момент мировым информационным инструментом.


А поодиночке никто из русских продюсеров и режиссеров никуда прорваться не сможет...


Николай ГЕРАСИМОВ


КП-Ярославль


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе