Конец света, к сожалению, не наступил. О фильме «Дворец» Романа Полански

23 ноября в прокат вышел новый фильм Романа Полански «Дворец», показанный вне конкурса на Венецианском кинофестивале этого года.
Кадр из фильма «Дворец»
Фото: «Про:взгляд»


После строгого «Офицера и шпиона» (2019) режиссер снял сатирическую комедию, в которой издевается над тонущими в пошлости и разврате богачами. О том, зачем Полански запечатлел в одном кадре Микки Рурка, Фанни Ардан и Александра Петрова, — в материале «Сноба»



Одним абзацем

Живой классик мирового кино Роман Полански решил посмеяться над высшим светом, из которого его изгнали за преступление многолетней давности. Как и Эстлунд в прошлогоднем «Треугольнике печали», Полански показывает богачей самодовольными идиотами, только не оставляет им возможности для человеческой реабилитации. Режиссер показывает мир кривых лиц и душ не ради едкой издевки, а чтобы передать эмоцию человека. В концепции Полански XX век похож на сального, развращенного деньгами старика, которому пора бы отойти на тот свет.



Подробно

31 декабря 1999 года. Люди по всему миру ждут конца света. Ощущение больших перемен есть даже у миллионеров, бандитов и их жен, собравшихся в роскошном швейцарском «Палас-отеле». Сумасбродным клиентам пытается угодить опытный управляющий Хансуэли (Оливер Мазуччи), своих «любимчиков» он знает по именам, а потому с улыбкой выслушивает самые странные и неприличные просьбы. Предоставляет сейф русской мафии (их главу играет Александр Петров), успокаивает завравшегося финансового авантюриста Билли Краша (Микки Рурк), помогает милой девушке Марголии (Бронвин Джеймс), очевидно вышедшей замуж по расчету, спрятать труп мужа-миллиардера Артура (Джон Клиз). С каждой секундой градус опьянения и одурения повышается, а Хансуэли живет одной лишь мыслью — пережить тяжелейшую ночь в году.


Кадр из фильма «Дворец»
Фото: «Про:взгляд»


«Дворец» Романа Полански впервые показали на Венецианском кинофестивале этого года, туда же привезли еще две картины «отмененных» режиссеров: Вуди Аллена с его «Великой иронией» и Люка Бессона с «Догменом». Полански 45 лет назад признали виновным в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер, и шлейф этого дела тянется до сих пор. На фестивале против участия всех троих постановщиков выступали активисты. 


Кадр из фильма «Дворец»
Фото: «Про:взгляд»


«Дворец» — это сатирическая комедия о грязи и вульгарности прошлого столетия, чей живой труп еще криво улыбается в XXI веке. Вот они настоящие old money без прикрас: лица перекосились в нечеловеческих физиономиях из-за пластических операций, кожа иссохла и покраснела от многочисленных сеансов загара, а волосы повыпадали от старости. Роман Полански — постоянный участник мировых кинофестивалей, он прекрасно знает окружающий его мир пошлости, а потому, подобно Трумэну Капоте в «Услышанных молитвах», высмеивает самовлюбленную элиту.

В подобном эпатаже «обвиняли» Рубена Эстлунда, который в «Треугольнике печали» также окунал «высший свет» в их собственные выделения. Оба режиссера показывают принципы устройства современного общества, помещая людей в замкнутое пространство: у Эстлунда — это корабль и необитаемый остров, а у Полански — отель. Но интонации у них отличаются. Швед Эстлунд посмеивается над своими героями, но он их любит и по-человечески понимает. Поляк Полански же злобно насмехается: его богачи — в разной степени уроды, одни ради денег готовы на что угодно, другие настолько устали от роскоши, что потеряли какой-либо смысл жить. Их жизнь — шутка, а потому «Дворец» наполнен анекдотичными сценками. Пластический хирург осматривает экскременты переевшей черной икры собачки; маркиза (Фанни Ардан) соблазняет красавчика-слесаря; русский бандит делит «российский пирог», денежные чемоданы, с послом, пока его жена напивается водкой и засыпает лицом в икре (эту сцену и пару других в российской версии вырезали).


Кадр из фильма «Дворец»
Фото: «Про:взгляд»


Роман Полански осознанно снял пошлое, полное юмора ниже пояса кино, не претендуя на серьезность. Пародийность происходящего подчеркивают общие планы нарисованного в низком разрешении 3D-отеля и снятые в павильоне сцены, во время которых за окном можно увидеть бумажный, плоский фон с заснеженными вершинами Альп. «Дворец» — это китч, где за смехом можно почувствовать горькое желание наконец-то перевернуть страницу истории.


Автор
Дмитрий ЕЛАГИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе