Карен Шахназаров: Хотите разочароваться в людях - зайдите в Интернет

Знаменитый режиссер - о джазе, телевидении, всемирной паутине и умирающем кинематографе
Карен Георгиевич производит впечатление человека, который абсолютно никуда не торопится и имеет в запасе массу свободного времени. Как при этом легендарный постановщик умудряется успевать руководить студией «Мосфильм», работать над новыми картинами и участвовать в разнообразных телепроектах в качестве приглашенного члена жюри - загадка. Перед съемками одного из таких проектов - «Большой джаз» - мы с режиссером и встретились.

- Не знаю, чем руководствовался канал «Культура», приглашая именно меня, но мне, конечно, интересно: идея-то хорошая, - говорит Карен Георгиевич. - То, что они делали в «Большом балете», «Большой опере», - это любопытные проекты. Я за ними следил, в «Опере» один раз даже в жюри сидел. На фоне всего того телеидиотизма, который мы сейчас наблюдаем, эти программы выглядят очень достойно.


- Вы сказали - ­телеидиотизм. Отечественное телевидение не радует?


- Ну не могу сказать, что я такой сноб и отрицаю абсолютно все. Есть и хорошие программы. На Первом канале, помню, тоже было посвященное опере шоу (проект «Призрак оперы». - Авт.). Куски из «Один в один» я смотрел - тоже интересно. Однажды сидел в жюри «Минуты славы» - забавное шоу и полезное, дающее людям шанс выразить себя. А еще был в жюри в «Танцах со звездами» - неплохой проект.


- То есть вы в телесудействе не новичок?


- Да, тем более что многие шоу, в том числе и «Большой джаз», у нас на «Мосфильме» снимают - видимо, меня удобно приглашать, я же всегда под рукой (смеется).


- Известные люди часто говорят: «Я телевизор вообще не включаю, так как из него идет сплошная отрицательная энергия...»


- Нет, я телевизор, конечно, смотрю. А почему не посмотреть-то, если есть время? Ну понятно, что отрицательная энергия и прочие неприятные вещи присутствуют. Но, с другой стороны, как можно сделать все телевидение добрым и осмысленным - сейчас, при таком-то количестве каналов, при том, что с утра до вечера эти каналы надо чем-то заполнять? Это просто невозможно. И это реальность сегодняшнего дня. Как Интернет. Это ведь тоже полный идиотизм. 90% того, что есть в Интернете, - это просто ужас! Хочешь разочароваться в человеке - зайди в Интернет, сразу станешь мизантропом. Но что делать?


- Создатели телевизионных шоу, как и вы, киношники, постоянно жалуются на отсутствие хороших сценариев.


- Это проблема потока, и с этим тоже ничего не поделаешь. Конечно, все хотят, чтобы каждый фильм был удачным. Но хороший сценарий  - это талантливая и серьезная работа, это не поток. И еще не факт, что даже при хорошем сценарии и достойной режиссуре ты попадешь в цель. На телевидении то же самое. Достойный сценарий, режиссура - редкость. И все это невозможно запрограммировать при потоковой системе, заложником которой является телевидение. Это жизнь, это, если хотите, цивилизация, которая пришла к такой вот форме существования.


Вообще что такое современный человек? Это человек, который сидит у телевизора! Или у экрана компьютера. А раньше человек действовал! Он же, допустим, в XVI веке не сидел дома, а все время что-то делал - выживал, сражался, добывал... А сегодняшний человек в основном наблюдает за тем, как действуют другие. Сам при этом ничего не предпринимая. Поэтому и реалити-шоу так популярны. Вот к такой жизни мы пришли. Конечно, это вызывает большие вопросы, но их не решить одним махом, какими-то указами, запретив, скажем, «Дом-2». Надо просто понимать, что сейчас сложилась такая ситуация.


Картина «Мы из джаза», отмечающая в этом году 30-летие, - одна из лучших в карьере Шахназарова, но снимать продолжение режиссер не хочет.

Фото: кадр из фильма.


Продолжения «Мы из джаза» делать не буду!


- В Интернете есть информация о фильме «Мы из джаза-2», продюсером которого вы якобы являетесь...


- Действительно, на Украине есть один бизнесмен, любитель джаза. Он в свое время вышел на меня и на Сашу Бородянского (сценарист фильма «Мы из джаза». - Авт.) и предложил сделать продолжение. Я сразу сказал: «Я не буду этим заниматься, но вы, если хотите, делайте».

- А почему отказались?

- Я вообще никогда не возвращаюсь к своим фильмам. Картина проходит - и все! У меня нет желания делать продолжение и ремейки. Мне просто неинтересно возвращаться к своим историям, идеям, мыслям. Я не могу сказать, что сижу и вечерами пересматриваю свои работы. Но я не против, если кто-то другой хочет снять продолжение моего фильма. Вот Федя Дунаевский хотел снимать продолжение «Курьера», даже сценарий написал, в котором его герой уже в наше время вновь встречается с Катей (Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева исполнили в «Курьере» главные роли, Ивана и Кати соответственно. - Авт.). Я ему тоже сказал: «Сам этим заниматься не буду, но ты, если хочешь, делай».


А у того человека с Украины были большие планы, он убеждал меня, что в съемках будут участвовать ведущие джазмены мира. Я же не могу препятствовать таким глобальным идеям! (Смеется.) Саша Бородянский даже написал сценарий. Ну а я подписал какие-то бумаги: мол, я не возражаю, снимайте. Но я точно не продюсер этой картины! В Интернете я, может, и фигурирую в этом качестве, но, знаете, там такого могут понаписать! Хорошо, что в исполнители главной роли меня не зачислили (смеется).


- В вашей фильмографии нет ни одного сериала. А на Западе многие большие режиссеры - Скорсесе, Финчер - активно сериалы снимают.


- Да, и ничего в этом удивительного нет - театральное кино вообще, по всей видимости, умирает...


- Умирает?! А как же гигантские сборы голливудских блокбастеров?


- Пусть сборы не вводят вас в заблуждение. Истинное количество заработанных этими блокбастерами денег может определить только налоговая инспекция (смеется). Так же как и истинный размер гонорара голливудской звезды. Поверьте мне как человеку, работавшему на фильме «Цареубийца» с известным голливудским актером (речь о Малкольме Макдауэлле. - Авт.). Звездам и продюсерам всегда выгодно официальные суммы увеличивать, потому что таким образом повышается значимость картины. Но, какие бы суперсборы ни декларировались, посещаемость кинотеатров падает по всему миру.


Кино становится все более анимационным. В кинотеатрах показывают либо мультфильмы, либо игровые картины, недалеко от ­мультфильмов ушедшие, - скажем, «Трансформеров». Аудитория театрального кино становится совсем детской. Я не говорю, что мультфильмы - это плохо. «Ледниковый период» - великая картина! Но кино живое, актерское уходит с больших экранов. И уходит как раз в сериалы.


- Значит, пора вам себя в сериалах попробовать!


- Мне как раз предлагает сейчас канал «Россия» снять сериал -  серьезный проект, экранизация классики. Подробностями поделиться не могу, так как пока не решил, браться за это или нет.


- Почему сомневаетесь?


- Понимаете, я по своей сути не стайер. Я ведь фильмы делаю очень быстро. Долго возиться не могу - теряю интерес. А сериал - процесс долгий, тут придется себя преодолевать. Но вы правы, об этом все равно надо задуматься. Потому что за сериалами будущее. Ведь эти фильмы даже сериалами уже не назовешь - это художественное кино на телевидении! Бюджеты огромные, солидные декорации, звезды в главных ролях, которые раньше в сериалы идти отказывались. А с учетом развития современной техники, домашних кинотеатров это особенно актуально. Понятно, что пятнадцатилетнему мальчишке с девушкой в кинотеатре хорошо - есть где ее за ручку подержать (улыбается). А взрослый человек скорее будет сидеть дома и на экране большого современного телевизора смотреть качественный телефильм.


Нет музыки - нет мюзикла


- Новую полнометражную картину собираетесь делать?


- Пока ничего конкретного нет. Я бы с удовольствием снял музыкальную картину, но этот жанр как-то умер... Причем не только у нас - везде, даже в Голливуде.


- А как же «Отверженные», «Чикаго»?


- Все равно этих картин очень мало! А когда-то в Америке их было огромное количество - сотни, тысячи! С 30-х по 50-е годы это был основной голливудский жанр, как потом боевики и триллеры.


- А готов ли зритель воспринимать сейчас такие картины?


- Боюсь, что нет. Музыкальное кино по своей природе условно. А современное кино движется к реалистичности. Это, конечно, скорее псевдореалистичность, но все равно условность мюзикла сейчас зритель принять не сможет. Ну вот как это так - герои поют?!


И еще один момент - музыки нет! Современная музыка не годится для музыкального кино. Обратите внимание: нет шлягеров. Даже дурацких! Я вот по своим детям сужу - они слушают ту же музыку, которую я слушал в 16 - 17 лет. «Роллинг Стоунз», «Криденс», Джо Кокер...


- Это же здорово!


- А меня это не радует. Ведь это значит, что нет чего-то нового, нет развития. Мы ведь не слушали музыку наших родителей, это была наша музыка, в которой имелся конфликт с той, предыдущей. А сейчас, наверное, самое яркое, что есть, - это рэп. Но это не столько музыка, сколько стиль, а из стиля не сделаешь музыкального фильма. Ну один можно сделать, но серии фильмов, какие делались на основе джаза, уже не получится.


Ведь вся структура американского мюзикла сидела на джазе - «Серенада солнечной долины», «Вестсайдская история»... Или мои фильмы возьмите: «Мы из джаза» - само собой, ну а «Зимний вечер в Гаграх» - там степ, тоже, по сути, джазовая основа...


- Вы сказали, что слушали в юности «Роллинг Стоунз», а многие уверены, что Шахназаров увлекался джазом и именно поэтому снял свой знаменитый фильм...


- Да, я скорее воспитан на роке. Мне джаз нравился, но серьезно я в него погрузился, только когда стал снимать. Именно так было, а не наоборот. Изначально просто пришла в голову идея сделать фильм об истории создания советского джаза. Но сказать, что я до съемок все это хорошо знал, не могу.


Вообще мир джаза очень привлекателен. Джазовые музыканты сильно отличаются от остальных - рокеров, попсовиков, классиков. Очень живые люди, с отличным чувством юмора. И они совсем не показушные в отличие от звезд рока и попсы. При этом сама ­специфика джаза такова, что они все - супермузыканты. Если в рок-музыке ты можешь где-то чуть сфальшивить, но компенсировать это страстью, напором, то в джазе - нет! Я люблю рок, конечно, но уровень исполнителей там совсем другой. Опять же - импровизация. Просто разучив ноты, ты этого не сделаешь.

Чтобы понять, что представляли собой подростки конца 80-х, достаточно посмотреть на героев «Курьера» - Ивана Мирошникова и его друга Базина (справа).

Чтобы понять, что представляли собой подростки конца 80-х, достаточно посмотреть на героев «Курьера» - Ивана Мирошникова и его друга Базина (справа).

Фото: кадр из фильма.


«У Голливуда большие проблемы»


- На вверенном вам «Мосфильме» свои проекты снимают практически все отечественные телеканалы. То, что крупнейшая киностудия страны эксплуатируется прежде всего телевидением, - это для мировой практики нормально?


- Это общая тенденция. Если вы придете на голливудскую студию «Уорнер Бразерс», то увидите, что кино там давно не снимают. Там работают телевизионщики. Это тоже связано со спецификой кинематографа. Современные кинофильмы очень часто снимаются в интерьерах, павильоны уже не нужны. Большие декорации требуются далеко не всем и не всегда, они нужны для исторических картин, а их в процентном отношении снимается не так много.


- Вы сами часто ездите на зарубежные студии в рамках, так сказать, обмена опытом?


- Время от времени ездим - и мы к ним, и они к нам. Но дело ведь в том, что все мы - конкуренты. Поэтому, если на «Мосфильм» приезжает представитель какой-нибудь западной студии, мы понимаем: у них дела плохи, и они хотят что-то разузнать, подсмотреть, заказ какой-то отсюда получить... И я могу вам сказать, что «Мосфильм» не уступает никому, в Европе уж точно. Думаю, мы на уровне того же «Уорнера».


Вообще большие американские студии испытывают серьезные проблемы. В Лос-Анджелесе очень мало фильмов снимается. Снимают в Канаде, в Торонто, в Европе - там дешевле. Во многом поэтому телевидение занимает процентов 70 бизнеса американских киностудий. В этом смысле у нас все как у них. Телевидение поглощает кино, оно мощнее и богаче. Кино ведь на ТВ далеко не на ведущих позициях, появляется отнюдь не в прайм-тайм. Сейчас продать кинокартину на телевидение очень сложно. А ведь лет десять назад каналы брали почти все! А теперь фильм покупают, только если канал уверен, что у ленты будет высокий рейтинг. Но таких картин, к сожалению, очень мало...


5 Лучших фильмов


«Курьер»


«Зимний вечер в Гаграх»


«Мы из джаза»


«Белый тигр»


«Цареубийца»


Личное дело


ШАХНАЗАРОВ Карен Георгиевич - кинорежиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». Родился 8 июля 1952 года в Краснодаре.

Заслуженный деятель искусств России, народный артист России.Лауреат премии Ленинского комсомола (за фильмы «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх»), Государственной премии РСФСР (за фильм «Курьер»), трехкратный лауреат премии «Золотой орел» (за фильмы «Исчезнувшая империя», «Палата № 6», «Белый тигр»).Женат, трое детей (два сына и дочь от предыдущего брака).

 Комсомольская правда

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе