Канны-2012: скандал из-за сексизма при присуждении «Золотой пальмовой ветви» разгорается ("The Guardian", Великобритания)

Профессиональные кинематографисты, активисты и актеры объединились в своем требовании выдвигать больше женщин-режиссеров в процессе отбора кандидатур на получение высшей награды фестиваля.

В разгаре первая неделя Каннского фестиваля-2012, и разразившийся на нем скандал, похоже, не собрается затихать: более 800 профессиональных кинематографистов, активистов и актеров подписали новое открытое письмо, осуждая отсутствие женщин-режиссеров в списке претендентов этого года на «Золотую пальмовую ветвь».


Последняя группа, состоящая, в основном, из американцев, объединилась с целью резкой критики фестиваля за решение включить в список соискателей главного приза 22 фильма, снятых мужчинами-режиссерами. Они последовали примеру группы французских феминисток и женщин-режиссеров, которые в начале этой недели обратились к организаторам Каннского фестиваля с открытым письмом, в котором потребовали изменить ситуацию. За всю историю Каннского фестиваля высшую награду получила только одна женщина: Джейн Кэмпион (Jane Campion) за фильм 1993 года «Пианино». В этом году в списке претендентов не оказалось ни одной женщины.


«Мы призываем организаторов Каннского фестиваля и других международных фестивалей осуществлять отбор фильмов-претендентов, руководствуясь принципами прозрачности и равенства, - говорится в новом письме. - Мы считаем, что фильмы, как и люди, создаются или рождаются на основе наших взглядов, точек зрения, интересов, переживаний, ощущений, жизненного опыта и мастерства. Поэтому жизненно важно на стадии отбора действовать, исходя из принципов равенства и разнообразия».


В ответ на первое письмо активисток феминистской группы «Борода» (La Barbe) директор фестиваля Тьерри Фремо (Thierry Fremaux) заявил, что отсутствие в списке кандидатур женщин-режиссеров является общей проблемой, а не особенностью Каннского фестиваля. При этом он безоговорочно отклонил предложение о введении системы квот.   


«Я отбираю работу на основе ее истинных ценностей, - сказал он. - Мы никогда не пойдем на то, чтобы выбрать не достойный отбора фильм лишь потому, что его сняла женщина… Несомненно, женщинам в кинематографе необходимо предоставить больше простора для действий. Но поднимать этот вопрос следует не только в Каннах и не только в мае, а в течение всего года и повсюду».


Инициатор обращения с открытым письмом Мелисса Силверстайн (Melissa Silverstein), ведущая блога «Женщины и Голливуд» (Women and Hollywood) и соучредитель нью-йоркского кинофестиваля Athena film festival, заявила, что такой ответ нельзя считать удовлетворительным.


«Мы призываем к прозрачности и равенству на Каннском и других фестивалях, - заявила она в интервью журналисту издания Hollywood Reporter. – Такое ощущение, что люди ведут закулисные переговоры, курят сигары и совершают сделки. И некоторых выбирают снова и снова. Похоже, у них семья – Теренс Малик (Тerrence Malick), Уэс Андерсон (Wes Anderson), Джейн Кэмпион (Jane Campion) – и, причем, семья большая, но нам нужно, чтобы с их языков срывалось побольше таких имен, как Джейн Кэмпион». 


Цитируя женщину-режиссера из Шотландии, снявшую фильм «Нам надо поговорить о Кевине», который участвовал в прошлогоднем фестивале в Каннах, она добавила: «Смотрите, что произошло с Линн Рэмси (Lynne Ramsay). Фильм был в Каннах, его хорошо приняли, его повезли в Торонто. Но по пути он утратил свою движущую силу, свой импульс, свою энергетику. Именно это и происходит со многими фильмами, снятыми женщинами-режиссерами».

Бен Чайлд (Ben Child)

ИноСМИ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе