КАМЕННЫЙ ГОСТЬ

«Высоцкий. Спасибо, что живой» (Россия, 2011, режиссёр — Петр Буслов, сценарий — Никита Высоцкий, в ролях: Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Сергей Безруков, Сергей Шакуров, Владимир Зайцев, Владимир Капустин, Игорь Черневич, Владимир Ильин, Дмитрий Астрахан, Максим Леонидов).

Действие фильма разворачивается в 1979-м году. Владимир Высоцкий (неопознанный многими аноним и главная загадка сезона) пытается вылететь в Париж к жене, но интриги КГБ заставляют его задержаться в столице. Тем временем в Бухаре под зоркий взгляд сотрудника той же конторы (Андрей Смоляков) попадает устроитель «левых» концертов, администратор Дома культуры (Дмитрий Астрахан). Дабы избежать ответственности, нарушитель закона обещает выдать органам виновников-артистов, промышляющих нечестным заработком. В дальнейшем интрига разворачивается с эффектом пружины. Высоцкий отменяет Париж и, прельстившись суммой 450 рублей за концерт (всего концертов пять), отбывает в Узбекистан. Там, под знойным небом Бухары, артист переживает клиническую смерть и давление спецслужб, после чего возвращается обратно.


Жизнь Владимира Высоцкого по меркам обычных советских граждан была совершенно фееричной. Огромный востребованный талант и всенародная любовь, съёмки в кино и театральные подмостки главного театра страны, жена кинозвезда-француженка и частая заграница, модные шмотки и роскошный «мерседес»... Но из всей этой богатой фактуры для первого фильма об артисте был выбран нелицеприятный эпизод гастролей в Узбекистане. Выбран ни кем иным, как его собственным сыном — сценарий к фильму написал Никита Высоцкий. Он же озвучил механическим хрипом главного героя этой незавидной истории.


Начнём с того, что на экране движется, периодически что-то говорит, а иногда и пытается петь существо, очень похожее на Владимира Высоцкого. Существо это странное, практически не владеющее мышцами лица — этакий каменный гость, заглянувший на экран с того света — нередко хамоватое и постоянно нарушающее закон. Кроме того, ещё сидящее на игле, порой безответственное и самонадеянное. Существо испытывает жёсткую наркотическую зависимость, но отправляется на «опасную гастроль», предусмотрительно оставив «лекарство» дома. Видимо, надеясь, что где-где, а в Узбекистане ему доставят морфин на блюдечке. Но Бухара — загадочное место — даёт потребностям артиста отворот-поворот. Над концертами нависает угроза провала. Тогда из Москвы вызывается девятнадцатилетняя подруга существа (Оксана Акиньшина), которая, рискуя своей свободой и честью, везёт запретный груз через всю страну. Приняв дозу и немного придя в себя, существо переживает клиническую смерть в течение 8 минут(!), после чего реанимированное личным врачом (Андрей Панин) оживает и вступает в противодействие с органами.


Таково положение дел в нашумевшей картине Петра Буслова с хрестоматийным названием «Высоцкий. Спасибо, что живой». К Высоцкому, несмотря на то, что похожая история действительно имела место быть — ровно за год до гибели артист пережил в Бухаре клиническую смерть — всё вышеперечисленное имеет весьма опосредованное отношение. Достаточно увидеть любую видеозапись с Высоцким, чтобы почувствовать разницу. Не этим он остался в памяти людей и вовсе ни к чему им знать теневую сторону известного человека. Тем более, что эта сторона не вызывает ни малейшего желания слушать его песни или пересматривать фильмы с его участием.


Однако с лёгкой руки пиарщиков о Высоцком сегодня знают даже те, кто далёк от искусства. Этой осенью он глядит на российских граждан с афиш и книжных обложек, его голос постоянно звучит с «Первого канала» («ящик для идиотов»), о нём говорят друзья и современники. В фойе кинотеатра «Октябрь» задолго до премьеры был выставлен на всеобщее обозрение личный «мерседес» Высоцкого, с какой целью — неясно: автомобиль — он и в России автомобиль. Цель у этого искусственного всплеска новой популярности, а вернее — очередного шоу на костях, только одна: раскрутка фильма, который на любого мыслящего человека произведёт крайне обескураживающее впечатление.


Что же почерпнёт незнакомый с биографией Владимира Высоцкого зритель? Посмотрев фильм, он поймёт, что жил когда-то в Москве малоприятный певец-наркоман, хорошо известный в народе, которым зачем-то интересовалось КГБ. Никаких больше заслуг перед отечеством герой картины не демонстрирует. Три песни, звучащие в кадре, то и дело прерываются эпизодами с участием друзей Высоцкого, обеспокоенных тем, как раздобыть ему в Бухаре морфий. Добрая часть экранного времени посвящена дорожным приключениям героини Оксаны Акиньшиной, готовой целиком и полностью пожертвовать собой ради «здоровья» любимого человека. До своего «воскрешения» главный герой вообще пребывает на заднем фоне, отпуская реплики вроде гениальной фразы «Всё будет хорошо... или плохо...». А после использует для убеждения в собственной правоте стихотворение А.С. Пушкина про птичек и волю. В результате самым живым в фильме выглядит гэбист, сыгранный Андреем Смоляковым, — единственный занятый реальным делом персонаж. И герой Дмитрия Астрахана, создающий незабываемую «мусорную» кульминацию конфликта в финале.


Что же касается исполнителя главной роли — то здесь, видимо, поработал не один человек. За каменной маской героя периодически проступают черты то Владимира Вдовиченкова, то Сергея Безрукова (Безрукова — чаще). В финальных титрах решили не мелочиться и — минуя здравый смысл — первым делом указали имя «Владимир Высоцкий». Коротко и ясно, тем самым сведя все игры в «угадайку» на нет.


Но в спиритизм верит далеко не каждый. И вопросов к фильму остаётся больше, чем все возможные гипотетические ответы. Несмотря на крепкую режиссуру, добротную актёрскую игру остальных «участников торжества» и безупречно воссозданную советскую эпоху 70-х, странности сценария и сам образ главного героя вызывают чувство растерянности. И недоумения. Как пел сам Высоцкий: «Кто в океане видит только воду, тот на земле не замечает гор». Но это, похоже, никого не смущает. По предварительным данным, за первый уикенд фильм собрал в кинотеатрах 350 млн. рублей и стал лидером российского кинопроката, возглавив список самых кассовых лент. И никого не смущает то, что имя «Высоцкий» — ещё не повод продолжать копаться в грязном белье. Поэт это предвидел. «Подошли ко мне с меркой деревянной». К тому же, и дерево оказалось гнилое...

Анастасия Белокурова


Газета "Завтра"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе