Как «чёртов ящик» сожрал «фабрику грёз»

Первый век Голливуда: 1951..
Нерон-Устинов
Цитата из к/ф «Камо грядеши?». реж Мервин ЛеРой, Энтони Манн. 1951. США, Италия


1951 год — знаменательная дата в истории Голливуда. В этом году закончилась его война с телевидением. Другими словами, Голливуд признал поражение и полностью капитулировал перед своим молодым конкурентом, к которому питал глубокую и, казалось, непоколебимую неприязнь.

Война эта была глупой затеей. Её развязали голливудские боссы, убеждённые в своём могуществе. А оно в начале пятидесятых иссякло.

Тревожная настала пора. Акции дешевели, и это заставляло дёргаться их владельцев. В 1951 году английская «Декка Рекордс» купила студию «Юнивёрсал». В том же году за бортом «МГМ» оказался её отец-основатель и бессменный глава Луис Майер. Его уволили за неспособность перестроить работу и поделиться властью с «прогрессивным» директором производства.

В условиях кризиса отказ от сотрудничества с телевидением выглядел чистой воды безумием. Война не пополняла казну и была абсолютно бесперспективна. «Чёртов ящик» невозможно было сожрать, как намеревался Джэк Уорнэр. Он сам был звероподобен. С этим хищником можно было только ужиться, скармливая ему то, на что он облизывался — свои архивные киноленты.

Первой сдалась «Коламбия». В 1951 году она продала телевидению внушительный пакет фильмов и распахнула перед ним двери своих павильонов. В результате чахнущая студия получила спасительную инъекцию. Пример оказался заразительным. Со временем и остальные члены «большой восьмерки» продемонстрировали радушие по отношению к своему бывшему недругу.

Топор войны был зарыт. Тучи развеялись. Настала эпоха нежнейшей дружбы и взаимовыгодного сотрудничества.



«КАМО ГРЯДЕШИ?» / QUO VADIS?

В 1951 году к кинотеатрам вдруг выстроились огромные очереди. Голливуд преподнёс американцам грандиозное зрелище — историческое кинополотно Марвина Лероя «Камо грядеши?».

Картина была поставлена по знаменитому роману Генрика Сенкевича, переносившего читателя в эпоху Нерона. На мрачном историческом фоне разворачивалась история жертвенной любви христианки Лигии и римского военачальника Марка Виниция.

Постановка ошеломляла размахом — тысячами статистов и декорациями, воссоздающими величие Рима. Её бюджет превысил семь миллионов долларов. Мало кто верил, что деньги не будут потеряны, однако риск оказался оправдан. Картина стала абсолютным лидером кассовых сборов и фактически спасла «МГМ» от банкротства.


Марк и Лигия
Цитата из к/ф «Камо грядеши?». реж Мервин ЛеРой, Энтони Манн. 1951. США, Италия


Критики со свойственным им стремлением обыгрывать название заявили, что теперь ясно, куда Голливуд «грядеши». Он «грядеши» по пути создания исторических зрелищ, а «снимаше» их будет, скорее всего, в Италии. По примеру коллег.

Итальянская студия «Чинечитта», строя мост в будущее, объявила за свои услуги смешные цены. Поэтому «МГМ» работала там без спешки и ни в чём себе не отказывала. Было сшито тридцать две тысячи костюмов. Для сцены пожара был выстроен целый город, где газовые горелки, спрятанные за декорациями, выбрасывали в небо длинные языки пламени. Для кровавых сцен в Колизее, где христиан бросают на растерзание хищникам, из европейских цирков привезли шестьдесят львов. Чтобы ужаснуть зрителя, несколько чучел набили мясом. Голодные звери рвали в клочья тряпьё, уплетая парную говядину перед включенными кинокамерами.

Нерона сыграл британский актёр Питер Устинов. Он изобразил его откровенно карикатурно, но эта роль всем запомнилась. Роберт Тейлор и Дебора Керр исполнили свои роли топорно.


Горящий Рим
Цитата из к/ф «Камо грядеши?». реж Мервин ЛеРой, Энтони Манн. 1951. США, Италия


Самые яркие сцены (такие, как пожар Рима, схватка с быком) ставились Энтони Манном, и поэтому выделяются. Это то немногое, что производит впечатление и сегодня. Режиссура Марвина Лероя банальна. Он был явно сосредоточен на костюмах и декорациях и считал главным зрителем Луиса Майера, любившего, чтобы в кадре всё было «дорого».

«МГМ» снимала картину полгода, задействовав все площадки «Чинечитты» и давая заработок тысячам жителей Рима и его окрестностей. Где-то в массовке затерялась несовершеннолетняя Софи Лорен. Опознать среди статистов будущую европейскую звезду не представляется возможным даже при замедленном просмотре массовых сцен. В одном из эпизодов промелькнула юная Элизабет Тейлор.

В «Камо грядеши?» можно увидеть подлинный макет Рима, изготовленный по указанию Муссолини. Его восторженно рассматривает Нерон.

Фильм не получил ни одного «Оскара» (хотя выдвигался по восьми номинациям), но получил прекрасные отзывы в прессе. Журнал «Холливуд репортер» назвал его «грандиозным зрелищем, созданным колоссальной киноиндустрией».

Автор
Валерий Рокотов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе