- Вы высказали намерение контролировать темы фильмов. А зачем это нужно?
- Когда раньше режиссеры подавали в Министерство культуры заявки на финансирование своих проектов, в них всегда была обозначена тема. Я слышал разговоры, что государство будет определять тему, а дальше свободолюбивые художники должны будут снять на эти темы фильмы. Все не так. Особенно в случае с нашим министерством, которое выделяет средства прежде всего на авторское кино и на фильмы дебютантов. На них тематика распространяться не будет. Для остальных фильмов, которые финансирует государство, мы вводим тематику исключительно из заботы об интересах зрителя. Сейчас у крупнейших социологических фирм заказано исследование на тему «Что волнует российского зрителя?». Продюсерам и режиссерам не хочется снимать одни лишь «Яйца судьбы», а на остальное зритель не особо идет.
- Как вы прокомментируете мнение, что эти инициативы - результат недовольства числом фильмов, критически описывающих ситуацию в стране?
- Увеличение социально-критических фильмов вызывает целый ряд вопросов. Я всегда считал, что философ - это тот, кто живет по принципам собственной философии. В бочке - значит, в бочке. Я не очень понимаю, когда художник живет в центре Москвы, а делает кино о бараках. Душа у него болит, хорошо. Главное же, что зритель желает прежде всего почувствовать поддержку и утешение. Он не хочет расковыривать несуществующие для него раны.
- Однако сейчас у Министерства культуры практически нет рычагов влияния на тематику больших коммерческих фильмов. Их финансирует Фонд поддержки отечественной кинематографии - он выделяет сотни миллионов рублей крупнейшим киностудиям страны, а те, в свою очередь, сами решают, что будут снимать.
- Но с этого года киностудии взяли на себя обязательства по привлечению зрителей на фильмы, которые профинансированы государством. И мы посмотрим, как они выполнят эти обязательства. После этого мы, скорее всего, пересмотрим отношения с этими кинокомпаниями. Мы дали несколько лет, в течение которых они не должны были возвращать государству деньги, - пожили, погуляли, хватит. Теперь встает вопрос возвратности денег, то есть изменения в системе финансирования Фондом кинокомпаний неизбежны.
Комсомольская правда