Существуют и частные муниципальные проекты. Например, «Рыбинск-40» – один из первых коммерческих каналов в России. Он появился в конце 1992 года, за несколько месяцев до рождения НТВ. Близко к совершеннолетию и телевидение в Угличе (сетевой партнер ТНТ). Практика организации работы районщиков опровергает все представления о профессионализме и технической оснащенности. Директор «ДИА» Любовь Коростелкина рассказывает, что сначала у них была лишь полупрофессиональная камера, из-за объектива которой снимать приходилось со стремянки, а в качестве освещения использовали демонтированный уличный фонарь. Теперь оснащение улучшилось, у телекомпании появился даже собственный автомобиль – подержанный ВАЗ-2107 и виртуальная студия. У многих районных каналов нет и этого.
– У нас каждый сотрудник, кроме бухгалтера, может снять сюжет, смонтировать его, написать текст и выпустить ролик в эфир, – рассказывает Любовь Коростелкина.
Каждому городу – свою кнопку
Успех любого районного телевидения – в его абсолютной близости к народу. Если федеральным и областным телеканалам приходится искусственно приближать себя к «земле», то в небольшом городке с населением в 20–40 тысяч человек этого не требуется – здесь и так все всех знают. Иногда интервьюируемому не нужны даже титры. Следовательно, нет и границ, отделяющих камеру от жителей. По словам большинства телевизионщиков, самыми проблемными были первые месяцы работы, когда люди только привыкали к камере и возможности быть показанным на весь район. Затем уже большинство входят во вкус и сами стремятся рассказать о своих новостях, достижениях и проблемах. Отсюда и рейтинг: каждому интересно увидеть себя в камере даже пусть и на заднем плане, узнать, что волнует соседа по улице и какая обстановка дома у начальника. Велик и отклик: стоит сделать ошибку или высказать оригинальную точку зрения – и звонки зрителей обеспечены.
Главная причина, делающая канал популярным, – социальная направленность. Это помощь местным жителям в решении тех или иных проблем. Так, в Некрасовском районе после репортажа отремонтировали дорогу, в Угличе – восстановили дом, в Рыбинске – нашли приемные семьи для брошенных детей. Более мелкие проблемы телевизионщикам приходится решать ежедневно, нередко выступая в роли юристов и даже представителей власти. Население, особенно сельское, до сих пор плохо отстаивает свои права.
Караоке и трезвость
Основа сетки вещания практически всех районных телеканалов – новостные передачи. Выходят чаще всего раз в неделю и длятся не более получаса. Второй по рейтинговости проект – «Вас поздравляют», где ведущий зачитывает поздравления родных и коллег и ставит музыкальный ролик. На производство более сложных программ не всем хватает существующих возможностей. Но есть и исключения. На Угличском общественном телевидении есть цикл собственных передач.
– Популярностью пользуется исторический цикл «Письма из провинции», где мы рассказываем о городе с древнейших времен до наших дней, а также «Наедине с природой», где ведущий за прошедшие годы, кажется, досконально разобрал все деревья и цветы, растущие в нашей полосе, – делится директор УОТВ Олеся Хазинова. – Свою аудиторию собирает детская программа, а также хроника преступлений и чрезвычайных ситуаций.
Нет проблем со зрителями и в Рыбинске – спортивная программа и садоводческий консультант «Дачный сезон». Фонтанирует рейтинговыми проектами и Данилов. Здесь ставка на народный креатив – караоке.
– Ежедневно по будням на полтора часа выходит телегазета. Там есть все: и объявления, и гороскоп, и новости. Но есть и музыкальная составляющая – клипы. Мы решили сделать даниловский продукт: люди поют популярные песни, мы записываем, монтируем ролик и пускаем в эфир.
Для лучшей раскрутки закупили призы – плееры, микрофоны, а также наборы косметики и цветы всем участникам. Первые клипы имели потрясающий успех. Проект, изначально ориентированный на молодежь, заинтересовал даниловцев всех возрастных групп. Сначала к авторам стали обращаться зрелые женщины с просьбой сделать караоке для них. Затем инициативу проявили родители – их чада тоже умеют петь, и неплохо! Наконец, очнулись и представители сильной половины – они хотят караоке-шансон. По словам телевизионщиков, любители поют подчас лучше эстрадных звезд. Подтянулись и рекламодатели, а один из крупных банков и вовсе решил выпустить пластиковую карту с народным караоке. В итоге телеканал поправил и свое финансовое положение, и обеспечил себя материалом как минимум на ближайший год. Но только этим инициатива не исчерпывается. Есть и ненавязчивая пропаганда. Например, программа «Трезвый взгляд». Здесь даниловцы – известные и не очень – рассказывают анекдоты о том, в какие нелепые и глупые ситуации можно попасть, будучи под мухой. Бросают ли местные жители от этого пить, неизвестно, но то, что программа рейтинговая, нет никаких сомнений.
Наконец, районное телевидение закрывает многочисленные бреши в вещании. Несмотря на то, что Ярославская область граничит с Московской, в отдаленных и даже центральных районах показывают мало каналов. Например, в Некрасовском районе хватает сел и деревень, где, кроме Первого и Городского каналов (вещают на метровом диапазоне) и «России», штатные антен-ны больше ничего не ловят. Примерно такая же картина в Гаврилов-Ямском, Любимском, Первомайском, Пошехонском, Брейтовском, Некоузском и других районах. А на спутниковое и кабельное вещание деньги есть не у всех. Кроме того, активную наступательную политику проводят соседние регионы. Так, Некрасовский, Любимский и Даниловский районы попадают под влияние костромского телевидения, чей передатчик забирается на Ярославскую землю на десятки километров. В этом случае местное телевидение помогает в самоидентификации: мы – жители Ярославской области. В поселках, где кроме редкого автобусного сообщения с районным центром больше ничего не связывает, свой телеканал играет определяющую роль.
Андрей БАРКОВСКИЙ
"Ярославский Регион"