ГЕРОИ НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: «Распутин» довольно шаблонная западная картина о русской жизни

Вышедший на российские экраны байопик «Распутин» — бледная, беспомощная картина с громким актерским составом.

Пора бы уже признать, что ситуация в отечественном кинематографе не столь бедственная, как принято думать. «Метро», «Легенда №17», «Интимные места», «Околофутбола», «Сталинград» (фильм, кстати, установил рекорд, собрав самую большую кассу за первые четыре дня проката), «Горько!» — вот список картин, которые можно обсуждать, а за что-то даже и похвалить. В начале ноября в прокат вышло сразу несколько новых российских фильмов, что можно объяснить, с одной стороны, близостью Дня народного единства, а с другой — окном в прокатном календаре, которое позволило этим лентам отхватить свой кусок от румяного пирога бокс-офиса. «Географ глобус пропил», «Распутин» и «Три мушкетера» вступили в бой за зрительские сердца и кошельки 7 и 14 ноября соответственно. Наиболее спорным из них является байопик «Распутин».

Судьба картины о Распутине оказалась почти такой же сложной, как судьба самого героя. Ленту снимала француженка Жозе Дайан, а главным зрительским манком должен был стать Жерар Депардье в роли Распутина. Россия оказала картине поддержку, в том числе актерскую. И действительно, исполнительский состав в картине исключительный, можно даже сказать — выдающийся состав: кроме Депардье в фильме снялись Владимир Машков, Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Леонид Мозговой и другие.

Однако первая версия байопика о легендарном старце показалась отечественным прокатчикам недостаточно удачной — и ее перемонтировали. Тот фильм, что вышел в отечественный прокат, — это монтажная версия, режиссером и сценаристом которой числится Ираклий Квирикадзе. Впрочем, в новом варианте Жерар Депардье остался на месте.

Однако, несмотря на все переделки и масштабное российское участие, «Распутин» так и остался довольно шаблонной западной картиной о русской жизни. «Я видел обе версии, и мне кажется, это тот случай, когда перемонтаж — как мертвому припарки, — рассказал «Профилю» кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин. — Изначально фильм был снят Жозе Дайан во Франции. В нем присутствовали все штампы, которые связаны с этой темой в западном кино. К сожалению, мы приняли в этом участие, причем наши актеры выкладываются — хорошие актерские работы там были. Но после перемонтажа лента лучше не стала. Мне кажется, Ираклий Квирикадзе переоценил свои силы и совершенно напрасно старался реанимировать эту мертворожденную картину. Она была плохой с самого начала. Квирикадзе попытался ее перемонтировать — в этом он мастер, но есть случаи, когда невозможно из плохого фильма сделать шедевр или хотя бы приемлемое кино».

С тем, что ансамбль актеров в фильме не спасает беспомощную историю, согласен и кинообозреватель агентства «Ридус» Максим Марков. «Фильм — это все же не только игра актеров, но и некий сюжет, какая-то высшая идея, а главное — режиссерское руководство, направляющее актерскую игру в нормальное русло, — говорит он. — А здесь мы имеем серьезных актеров, не знающих, в какую сторону им двигаться и что вообще вокруг происходит. В данном случае обиднее всего за Сергея Гармаша, которому отведена ужасающая роль — озвучание Депардье. Ему было дано изначально провальное задание: голосом попытаться хоть что-то исправить в игре, где исправлять уже, в общем-то, нечего. Сам же фильм (а точнее, представленная нам монтажная версия) совершенно пустой и художественно беспомощный. Схематичный сюжет, бледная режиссура. Надо принять во внимание, что данная монтажная версия создавалась на основе телесериала — быть может, Ираклием Квирикадзе были изменены какие-то сюжетные ходы, переписаны диалоги оригинальной французской ленты Жозе Дайан?.. Не могу сравнивать, так как не видел оригинала, но версия Квирикадзе производит отталкивающее впечатление своей наивностью, а порой даже тупостью».

Очевидно, что ставка была сделана на главную заморскую звезду, но, как считают критики, звезда постепенно выходит в тираж. «Депардье в очень плохой форме – и актерской, и человеческой, — считает Валерий Кичин. — Он никак не соответствует по возрасту Распутину и его легенде. Да, конечно, он был старцем, но тогда «старец» вовсе не означало «развалина», а именно это мы видим на экране. Я думаю, в данном случае важную роль сыграло то, что Депардье согласился участвовать, но большой вопрос, стоило ли оно того».

Максим Марков полагает, что роль Распутина не стала переломной в карьере Жерара Депардье. Когда он пятнадцать лет назад начал играть Обеликса, многим это показалось печальным: великий актер «опустился» до комикса, детского приключенческого фильма. Но последующие годы показали, что эта роль — едва ли не лучшее, что он в последнее время сыграл. «Это объясняется не тем, что он с возрастом потерял форму, а тем, что Депардье стал крайне неразборчив в своих проектах, — отмечает Марков. — Порой возникает такое ощущение, что теперь он снимается не ради искусства, а ради очень высокого гонорара. Настоящего Депардье мы уже давно не видели. И роль Распутина, при всем размахе и пышности премьеры, — это совершенно не та роль, которая выводит его из творческого тупика». Но самое странное, что в России этот откровенно слабый фильм получил поддержку на официальном уровне. Его преподносят как произведение, приуроченное к 400-летию династии Романовых.

Кстати, скоро мы увидим российскую версию той же истории. Историческая драма о Григории Распутине, сибирском крестьянине, загадочным образом оказавшемся приближенным к царской семье, станет сериалом из восьми серий. Образ Распутина на экране воплотит Владимир Машков. Съемки уже идут в Северной столице. Подождем, посмотрим, оценим.

Также на экране:

«Три мушкетера»

В прокате с 14 ноября

Режиссерский дебют Сергея Жигунова рассчитан на молодежь от 14 до 24 лет. Как говорится, у каждого нового поколения должно быть свое представление о классических сюжетах. Версия Жигунова с молодым Риналем Мухаметовым (актер «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова) в роли Д’Артаньяна застряла где-то между целомудренными советскими фильмами и «желтоватыми» российскими сериалами: гасконец-девственник совершает подвиги в безумном ритме, успевая цитировать Ронсара и любоваться бюстами окружающих его дам. Такой авторский ракурс, конечно, интересен, но в целом недостаточно изобретателен, чтобы уйти от сравнений с другими экранизациями. Увы, большинство из них не в пользу этого жигуновского дебюта.

«Географ глобус пропил»

В прокате с 7 ноября

Фильм Александра Велединского, снятый по мотивам одноименной книги Алексея Иванова, — это хит «Кинотавра-2013», в котором Константин Хабенский сыграл одну из лучших своих ролей. Картина, конечно же, не о географии и не об алкоголе, хотя и то и другое — важная составляющая образа. Учителя Служкина не случайно обвиняют в инородности: он ведет себя как шут в ленте, которая будто явилась из того времени, когда СССР только распался, а на берегу Камы начали расти первые пермские многоэтажки — новенькие и пестренькие. «Географ» напоминает, что Европа «пришла» еще не во все российские города, а скоморох всегда был тем, кто кривляется, говорит царю правду в лицо и вообще может быть честным до умопомрачения. Фильм и грустный, и смешной, откровенно заявляющий, что многие вещи в этой жизни не экзистенциальный «Большой взрыв», а «Просто вода».

Алексей Филиппов

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе