Ежегодно множество молодых россиян создают огромное количество короткометражных фильмов, однако на кинематографическом небосклоне так и не видно новых молодых звёзд.
При этом немногие знают о том, что снимать короткометражки ничуть не проще, чем полноценные крупные кинокартины. Так как же создаются «короткие метры» и почему в России даже качественные работы в таком формате не дают возможности реализовать все свои таланты с помощью полноценных фильмов?
Сценарист и продюсер короткометражного фильма «Плохая дочь» Сергей Ширинский рассказал гражданскому журналисту «Ридуса», с чем связана такая ситуация, как в России создаются короткометражки, какие существуют сложности при их производстве и то, как он сам трудился над созданием своей работы.
«В России каждый год снимается порядка 2000-3000 короткометражек, если не считать вайнов, скетчей, веб-сериалов и другого контента в интернете. Из них около 200-300 пробиваются на фестивали, но лишь штук 20 остаётся в памяти у критиков, продюсеров и зрителей. К сожалению, у короткометражного кино в России практически нет путей продвижения и крайне трудно заработать на этом, в отличие от европейских стран, где короткометражное кино поддерживается в производстве и в прокате. Хотя стоит оговориться, что сейчас в России стали появляться интересные альманахи короткометражного кино, которые успешно идут в кинотеатрах, например, «Русское краткое» или Cinepromo», — рассказал он.
По его словам, свой собственный короткометражный фильм вместе со своей женой и по совместительству режиссёром Светланой Сигалаевой они сняли, чтобы привлечь инвесторов и спонсоров к созданию полного метра. За спиной у пары уже есть четыре короткометражки со времён их знакомства во ВГИКе, поэтому такой путь они посчитали самым оптимальным.
«Это скорее большой тизер или демоверсия полнометражного фильма, но при этом кинокартина вполне самостоятельная. Фильм является очень личной историей Светы — о её большой любви, взрослении и отношениях с родителями, хотя, конечно, он в чём-то драматургически подкручен и изменён для большей кинематографичности. Раньше мы снимали короткометражки либо на бюджеты ВГИКа, либо только на свои деньги, но конкретно с этим проектом нам пришлось ещё и взять в банке кредит. Мы надеемся, что эти деньги помогут запустить полный метр и отбить затраты», — пояснил продюсер.
Как отметил Ширинский, помимо денег самое сложное в создании короткометражного кино – это кастинг. На свой проект на роль двух главных героинь они искали девушек больше полугода. Заочно были отсмотрены около 2000 кандидаток. После было более 200 собеседований и уже с девушками, которые более или менее казались подходящими на прописанные роли, проводили пробы в несколько этапов, а точнее в 4—5.
Ещё один важный момент работы с людьми при создании короткометражек — набор съёмочной группы. Как правило, в этом случае выручают знакомства или предыдущие работы. Обычно для короткометражных фильмов с небольшим бюджетом набираются в первую очередь люди, с которыми уже сотрудничал и которые при этом разделяют задумку.
«С оборудованием для короткого метра есть небольшая сложность. Несмотря на доступность смартфонов и дешёвых камер, почти ни один оператор не хочет снимать на них кино. Поэтому видеоаппаратура берётся обычно в аренду. Аналогичная история с освещением», — указал он.
Ширинский отметил, что список оборудования для качественной съёмки не на смартфон довольно внушительный: видеокамера, комплект оптики, комплект штативов, обвес для съёмки с рук, фильтры накамерные, огромное количество осветительного и звукозаписывающего оборудования и т.д. При этом данный набор является минимально необходимым.
«С локациями и разрешениями на съёмки у нас проблем практически не было, так как у нас локации достаточно простые для этой короткометражки: квартира, двор, парикмахерская и рынок. Обычно разрешения на съёмки необходимы, если снимаешь в общественных местах. Например, во дворе, в парке, просто на улице. Но, если это не центр города, где часто ездят правительственные кортежи, то достаточно разрешения от управы или префектуры, а если двор, то от управляющей компании. Если нужно перекрывать движение или снимать на проезжей части, то необходимо договариваться с ГИБДД и с полицией, особенно если планируете шуметь, дымить или «стрелять», — рассказал он, объясняя важные момент при подготовке локаций.
По словам продюсера, нельзя также игнорировать фактор местных жителей, для которых съёмки могут создавать проблемы. В частности, во время работы над сценой своего фильма, которая происходила на детской площадке, жители двора, в котором всё снималось, чуть не вызвали полицию из-за того, что актёры несколько раз выругались. Так что здесь тоже надо уметь быть внимательным, деликатным и заранее всё продумывать.
Отдельную сложность при съёмке короткометражки по всем правилам создают сцены секса и интимной близости, если они есть в сценарии. Данный пикантный момент заранее обсуждается с актёрами, при этом существуют определённые правила съёмок. Подобного рода сцены имеют высокую вариативность в зависимости от того, какого уровня интимность требуется, поэтому и работа съёмочной бригады может отличаться.
«Изначально такие сцены прописываются в сценарии. Когда актёры соглашаются на роль, то они автоматически соглашаются и на подобного рода моменты. В разных фильмах интимные сцены снимаются по-разному. Важно, чтобы постельные сцены были драматургически оправданы, тогда у актёров не возникает сомнения в необходимости оголяться перед камерой и зрителями. Во время съёмок постельных сцен в локации, где всё происходит, остаётся минимум человек из группы, только самые необходимые: режиссёр, оператор, бум-оператор и механик камеры/фокус-пуллер. При этом режиссёр может и вовсе смотреть сцену в другой комнате на плейбеке», — отметил Ширинский.
По его словам, на площадке иногда в связи с интимными моментами прибегают к разным манипуляциям. Часто, например, людей снимают в специальных почти невидимых накладках, если идёт съёмка общего плана. Практически всегда это индивидуально и решается режиссёром.
«После окончания съёмок идёт монтаж. Мы, например, показываем черновую версию, без цветокоррекции и с несведённым звуком, знакомым продюсерам и потенциальным инвесторам, чтобы продемонстрировать, как стилистически и содержательно будет выглядеть полный метр. Но также мы параллельно готовим картину к фестивалям», — заключил он.
Подводя итог, Ширинский отметил, что при съёмке короткометражного кино сложнее всего – достать деньги, в проще всего – это делать своё любимое дело – снимать кино.