«Фильм, фильм, фильм»: как снимают короткометражки в России

Многие западные режиссёры начинали свою карьеру с короткометражных фильмов, которые помогали им не только отточить мастерство, но и заявить о себе.
© Глеб Муравейник


Однако в России ситуация несколько иная. 

Ежегодно множество молодых россиян создают огромное количество короткометражных фильмов, однако на кинематографическом небосклоне так и не видно новых молодых звёзд.

При этом немногие знают о том, что снимать короткометражки ничуть не проще, чем полноценные крупные кинокартины. Так как же создаются «короткие метры» и почему в России даже качественные работы в таком формате не дают возможности реализовать все свои таланты с помощью полноценных фильмов?

Сценарист и продюсер короткометражного фильма «Плохая дочь» Сергей Ширинский рассказал гражданскому журналисту «Ридуса», с чем связана такая ситуация, как в России создаются короткометражки, какие существуют сложности при их производстве и то, как он сам трудился над созданием своей работы.


© Глеб Муравейник


«В России каждый год снимается порядка 2000-3000 короткометражек, если не считать вайнов, скетчей, веб-сериалов и другого контента в интернете. Из них около 200-300 пробиваются на фестивали, но лишь штук 20 остаётся в памяти у критиков, продюсеров и зрителей. К сожалению, у короткометражного кино в России практически нет путей продвижения и крайне трудно заработать на этом, в отличие от европейских стран, где короткометражное кино поддерживается в производстве и в прокате. Хотя стоит оговориться, что сейчас в России стали появляться интересные альманахи короткометражного кино, которые успешно идут в кинотеатрах, например, «Русское краткое» или Cinepromo», — рассказал он.

По его словам, свой собственный короткометражный фильм вместе со своей женой и по совместительству режиссёром Светланой Сигалаевой они сняли, чтобы привлечь инвесторов и спонсоров к созданию полного метра. За спиной у пары уже есть четыре короткометражки со времён их знакомства во ВГИКе, поэтому такой путь они посчитали самым оптимальным.


© Сергей Иванов


«Это скорее большой тизер или демоверсия полнометражного фильма, но при этом кинокартина вполне самостоятельная. Фильм является очень личной историей Светы — о её большой любви, взрослении и отношениях с родителями, хотя, конечно, он в чём-то драматургически подкручен и изменён для большей кинематографичности. Раньше мы снимали короткометражки либо на бюджеты ВГИКа, либо только на свои деньги, но конкретно с этим проектом нам пришлось ещё и взять в банке кредит. Мы надеемся, что эти деньги помогут запустить полный метр и отбить затраты», — пояснил продюсер.

Как отметил Ширинский, помимо денег самое сложное в создании короткометражного кино – это кастинг. На свой проект на роль двух главных героинь они искали девушек больше полугода. Заочно были отсмотрены около 2000 кандидаток. После было более 200 собеседований и уже с девушками, которые более или менее казались подходящими на прописанные роли, проводили пробы в несколько этапов, а точнее в 4—5.

Ещё один важный момент работы с людьми при создании короткометражек — набор съёмочной группы. Как правило, в этом случае выручают знакомства или предыдущие работы. Обычно для короткометражных фильмов с небольшим бюджетом набираются в первую очередь люди, с которыми уже сотрудничал и которые при этом разделяют задумку.


© Сергей Иванов


© Андрей Логанов


© Андрей Логанов


«С оборудованием для короткого метра есть небольшая сложность. Несмотря на доступность смартфонов и дешёвых камер, почти ни один оператор не хочет снимать на них кино. Поэтому видеоаппаратура берётся обычно в аренду. Аналогичная история с освещением», — указал он.

Ширинский отметил, что список оборудования для качественной съёмки не на смартфон довольно внушительный: видеокамера, комплект оптики, комплект штативов, обвес для съёмки с рук, фильтры накамерные, огромное количество осветительного и звукозаписывающего оборудования и т.д. При этом данный набор является минимально необходимым.


© Глеб Муравейник


«С локациями и разрешениями на съёмки у нас проблем практически не было, так как у нас локации достаточно простые для этой короткометражки: квартира, двор, парикмахерская и рынок. Обычно разрешения на съёмки необходимы, если снимаешь в общественных местах. Например, во дворе, в парке, просто на улице. Но, если это не центр города, где часто ездят правительственные кортежи, то достаточно разрешения от управы или префектуры, а если двор, то от управляющей компании. Если нужно перекрывать движение или снимать на проезжей части, то необходимо договариваться с ГИБДД и с полицией, особенно если планируете шуметь, дымить или «стрелять», — рассказал он, объясняя важные момент при подготовке локаций.

По словам продюсера, нельзя также игнорировать фактор местных жителей, для которых съёмки могут создавать проблемы. В частности, во время работы над сценой своего фильма, которая происходила на детской площадке, жители двора, в котором всё снималось, чуть не вызвали полицию из-за того, что актёры несколько раз выругались. Так что здесь тоже надо уметь быть внимательным, деликатным и заранее всё продумывать.


© Сергей Иванов


© Сергей Иванов


Отдельную сложность при съёмке короткометражки по всем правилам создают сцены секса и интимной близости, если они есть в сценарии. Данный пикантный момент заранее обсуждается с актёрами, при этом существуют определённые правила съёмок. Подобного рода сцены имеют высокую вариативность в зависимости от того, какого уровня интимность требуется, поэтому и работа съёмочной бригады может отличаться.

«Изначально такие сцены прописываются в сценарии. Когда актёры соглашаются на роль, то они автоматически соглашаются и на подобного рода моменты. В разных фильмах интимные сцены снимаются по-разному. Важно, чтобы постельные сцены были драматургически оправданы, тогда у актёров не возникает сомнения в необходимости оголяться перед камерой и зрителями. Во время съёмок постельных сцен в локации, где всё происходит, остаётся минимум человек из группы, только самые необходимые: режиссёр, оператор, бум-оператор и механик камеры/фокус-пуллер. При этом режиссёр может и вовсе смотреть сцену в другой комнате на плейбеке», — отметил Ширинский.


© Андрей Логанов


© Андрей Логанов


По его словам, на площадке иногда в связи с интимными моментами прибегают к разным манипуляциям. Часто, например, людей снимают в специальных почти невидимых накладках, если идёт съёмка общего плана. Практически всегда это индивидуально и решается режиссёром.

«После окончания съёмок идёт монтаж. Мы, например, показываем черновую версию, без цветокоррекции и с несведённым звуком, знакомым продюсерам и потенциальным инвесторам, чтобы продемонстрировать, как стилистически и содержательно будет выглядеть полный метр. Но также мы параллельно готовим картину к фестивалям», — заключил он.

Подводя итог, Ширинский отметил, что при съёмке короткометражного кино сложнее всего – достать деньги, в проще всего – это делать своё любимое дело – снимать кино.


© Глеб Муравейник

Автор
Данила Белов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе