Дух Анны Карениной и голые на снегу

На Седьмом Международном фестивале кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске едва ли не главным событием стал отнюдь не дебют. Президент фестиваля Сергей Соловьев представил наконец свою "Анну Каренину". Фильм выйдет в прокат уже весной, а через год Первый канал покажет пятисерийную телеверсию.

Экранизации великого романа поклонники Сергея Соловьева ждали 16 лет. Время, конечно, внесло свои безжалостные коррективы - актеры не молодели. И хотя исполнительница главной роли Татьяна Друбич выглядит моложе своих лет, однако из возраста самой Анны Аркадьевны она давно уже вышла. Отсюда возникла проблема Вронского - молодого офицера играет почти сорокалетний Ярослав Бойко. И, сколь ни грустно, приходится признать, что Вронского в фильме практически нет. Причем вовсе не потому, что память упорно возвращает тебя к образу, созданному Василием Лановым.

Возможно, актеру, крайне востребованному телевидением, помешал сериальный опыт, - во всяком случае, поверить в жгучую страсть, а затем и в не менее глобальное разочарование Вронского мне лично не удалось. Ярослав Бойко уже с первого кадра является зрителям с уставшим лицом и неспортивной фигурой. Реплика апарт: товарищи артисты, меньше работайте в сериалах и больше в тренажерных залах! Иначе режиссерам придется приглашать дублеров не только в эпизоды погонь и драк...

Сергей Соловьев, опережая ернические сравнения с заснятым на пленку спектаклем МХАТа, где Анну играла чрезвычайно зрелая Алла Тарасова и все вокруг были ей под стать, говорит, что возраст актеров его не волновал. Потому что он снимал фильм о любви. Однако куда деть читательскую память, если в романе Константину Левину немногим за 30, а на экране - бородатый Сергей Гармаш; если жуир и повеса Стива Облонский должен быть чуть старше своего друга Левина, а его роль играет не доживший до премьеры Александр Абдулов... 

К счастью, качество актерской работы Татьяны Друбич отвлекает от грустных математических вычислений. В дуэте с Вронским порой заметно, как нелегко актрисе в одиночку наполнять эмоциями экран, но когда Анна остается наедине с собой, игра Друбич изумляет. Столь эмоционально актриса, кажется, никогда еще не работала.

Тем не менее, пусть не обижается режиссер, фильм следовало бы назвать "Алексей Каренин". Олег Иванович Янковский в роли мужа Анны - главная удача экранизации. Актер мощного драматического таланта перетянул зрителей на свою сторону. На обсуждениях после премьеры только и было слышно, что Каренина жальче всех, настолько он получился любящим и благородным. Олег Иванович выступил страстным адвокатом своего героя - никакой шаркающей походки и оттопыренных ушей. Красивый и умный человек искренне пытается понять, чего не хватает его жене и как она могла разрушить счастливую семейную жизнь...

Несомненная удача фильма и тщательно проработанная материальная среда. Художники-постановщики Александр Борисов (кстати, работавший с Александром Зархи в знаменитой экранизации "Анны Карениной" 1967 года) и Сергей Иванов, операторы Сергей Астахов и Юрий Клименко, художник по костюмам Наталья Дзюбенко погружают зрителя в атмосферу XIX века. Порой кадры выглядят как ожившие картины русских художников...

Завершится "Дух огня" второй долгожданной премьерой Сергея Соловьева "2-АССА-2" с Татьяной Друбич и Сергеем Шнуровым в главных ролях. Об этом - в ближайших номерах "Известий".

Что касается собственно фестиваля, в этом году в основном конкурсе "Духа огня" десять картин. География режиссерских дебютов сделает честь любому международному кинофоруму. США, Аргентина, Германия, Турция, Хорватия, Словакия, Польша, Румыния. Наш молодой кинематограф представлен, во-первых, антифашистским фильмом Павла Бардина "Россия 88" ("Известия" подробно рассказывали о нем в номере от 06.02.09). Вторая картина от России - "Четыре возраста любви" Сергея Мокрицкого, трогательные новеллы о поиске смысла жизни. 

"Дух огня" ищет новые формы взаимоотношений между зрителями и экраном. На закрытии фестиваля, например, обещают показать мини-фильмы, которые снимают слушатели мастер-классов Александра Митты. Мэтр придумал, что вместо теоретических лекций они объединятся в небольшие команды, напишут сценарии и снимут трехминутные фильмы. Две темы предложил сам мастер - "Голые на морозе" и "Преступление в отеле". Ханты-Мансийск город маленький, потому сразу поползли слухи, будто бы классик советского экрана снимает эротическое кино. Сарафанное радио, как всегда, преувеличивает, однако нашлись свидетели съемок эпизода, в котором девица в купальнике несколько раз отважно выбегала из машины на мороз, смело окуналась в сугроб и... приглашала прохожих в баню.

На вопрос обозревателя "Известий", можно ли за неполную неделю научить снимать кино, Александр Наумович ответил, что этого времени достаточно, дабы понять принцип создания фильма и навсегда полюбить это занятие. В конце концов, и Спилберг, и Гильермо дель Торо, и Тарантино начинали с любительства...

Вита Рамм (Ханты-Мансийск)

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе