Дебют в цене: огненный шквал, ледовый ужас и Юра Борисов

Как обеспечить аншлаг экспериментальному кино.
Фото: nhifilmfest.com


Взбесившийся ледник и лес в Жуковском, Ксения Раппопорт, сыгравшая водителя автобуса, и герой травелога Симон Боливар. А еще лекции, кинолаборатория и прогулки по рукотворному острову. II Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии завершается в Санкт-Петербурге. Всего был показан 81 фильм из 15 стран. «Известия» выяснили, о чем снимают будущие лидеры кинематографа и почему зрителям нравятся экспериментальные картины.



Устойчивый интерес

Первый выпуск фестиваля в 2020 году из-за пандемии прошел в сокращенном формате, большей частью уйдя в онлайн. Зато второй собрал свои положенные по петербургской эпидемиологической норме 75% зрителей. И это несмотря на то, что фильмы не зрительские, из тех, что принято именовать глубоким артхаусом. Но и на них, как оказалось, есть устойчивый спрос. Причем такой, что аккредитованные журналисты заранее занимали места: опоздаешь — не попадешь.

Президент фестиваля Александр Роднянский объяснил это наличием огромного количества талантливого кинематографа, у которого тоже есть своя аудитория, и эта аудитория заслуживает шанса видеть яркое, непростое, сделанное именно для нее кино.

— Оно полемично, поляризует вкусы на большом экране, — заметил продюсер в беседе с «Известиями». — Фестиваль для того и существует, чтобы молодые кинематографисты заражались энергией своих коллег, а зрители узнавали о том, что есть такие фильмы, и хотели их смотреть.

Самобытные авторы, которые не боятся экспериментов, — главный контингент форума. Порой за самобытность выдается элементарное невладение профессией, и это, увы, не редкость, но попадаются и действительно достойные работы. В этом, собственно, и цель фестиваля — дать участникам свободно высказаться и отделить зерна от плевел. Ну а в случае лауреатства денежный эквивалент премии становится подспорьем для создания следующего фильма.

Какую тему и в каком формате разовьют Сильван и Рамон Цюрхеры, обладатели Гран-при основного конкурса ($15 тыс.), остается лишь гадать. В их фильме «Девушка и паук» много всего намешано, а в итоге хоррор и психодрама, детские травмы и взрослые фантазии складываются в чувственное и нервное зрелище.

Мой личный выбор — «Из самых недр» португальца Ферна Силвы — наверняка бы взял приз за операторскую работу, если бы такая номинация была на этом фестивале. Поток раскаленной лавы, запечатленный эмоциональной камерой, — зрелище грандиозное.



Коротко и емко

Фестиваль дебютов уже по определению должен стать просторной образовательной площадкой — и он ею стал. Благодаря круглым столам, дискуссиям, беседам и прочим активностям в пространство были вброшены тонны полезной информации. Например, о том, как, создав короткий метр, не задерживаясь, перейти к полному.

Впрочем, сегодня, когда короткометражки уже не воспринимаются учебной работой и стали самостоятельным высказыванием, можно не торопиться и продолжать шлифовать умение высказываться коротко, емко и самобытно.

Очевидно, именно это оценило жюри, назвав победителями в конкурсе короткого метра три совершенно разные картины. Режиссер Пабло Альварес-Меса в травелоге «Двухсотлетие» повторил путь Симона Боливара в его колумбийской компании.

Рокхайя Марьеме Бальде в «Поисках Алины» тоже вспомнила историю, но через призму кастинга на роль сенегальской героини антиколониального движения Алины Ситы. А Дмитрий Липатов в качестве объекта съемки выбрал город Жуковский, авиасалон МАКС и местный лес, страдающий от вырубок.

— Для нас действительно важен критерий разнообразия, стилистического, географического, гендерного, — подтвердил «Известиям» программный директор фестиваля Алексей Парамонов. — В итоге все фильмы очень разные, и мы не знаем, какая линия кинематографа окажется в будущем более плодовитой.



Слушать нельзя смотреть

Есть такая особенность: слушать, как рассказывают о своем будущем кино его создатели, порой в разы интереснее, чем потом это кино смотреть. Возможно, данная сентенция не затронет фильмы, представленные на питчинге Кинолаборатории фестиваля, — уж очень серьезным был отбор и подготовка проектов.

Во-первых, организаторы не ограничили авторов жесткими формальными рамками: рассматривались проекты игровых, документальных и гибридных фильмов. Ограничения касались лишь хронометража — до 45 минут — и статуса участников: от них требовалось иметь в творческом багаже законченный фильм.

Во-вторых, восемь претендентов, чьи заявки отобрали из 180 присланных, две недели учились сценарному мастерству, продюсированию, дистрибуции и фестивальному продвижению у синклита менторов из пяти стран.

Впрочем, столь прицельная подготовка никак не сказалась на большинстве презентаций: все те же, что и в массе питчингов, похвалы себе и своей команде, много слов о «концептуальном» и мало визуального. Понятно, что фильм еще только задуман, но какую-то картинку хотя бы в виде референсов-отсылок к похожим замыслам видеть хотелось. Однако жюри на то и жюри, чтобы представить, каким будет фильм, руководствуясь исключительно интуицией. В нашем случае шестое чувство вывело судей на Дину Караман, чей проект «Антисексус» по мотивам произведений Андрея Платонова получил грант в 3 млн рублей. Режиссер может использовать его на полную реализацию своего замысла и серию консультаций при подаче работы на крупные международные кинофестивали.

Были вручены и два гранта «на развитие». Один из них взял проект Сони Петренко «Колка». Ледник под таким названием 20 лет назад уничтожил десятки селений, а сегодня стал поводом для исследования антагонизма человека и природы.



Дебютант на взлете

Владимиру Битокову уже не нужно искать финансирование. Выпускника кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова взял под свое продюсерское крыло Александр Роднянский. Вторая картина Битокова «Мама, я дома»» с Ксенией Раппопорт и Юрой Борисовым — о матери, ждущей с войны сына, — в сентябре была показана на Венецианском фестиваля, а в Петербурге в рамках программы «В центре внимания» состоялась ее российская премьера. За свой первый фильм «Глубокие реки» Битоков получил приз на «Кинотавре», но считает хорошим ходом показывать первую картину именно на фестивале дебютов.

— Таких фестивалей должно быть больше, они подстегивают создавать, а из ста дебютантов обязательно найдутся два-три, которые действительно будут очень талантливыми, — поделился мнением с «Известиями» Владимир Битоков. — Для начинающего режиссера и фестивали, и призы на них колоссально важны. Это вход в кинематографический мир, общение с коллегами, возможность продвинуть свои идеи, выйти на продюсеров.

По словам режиссера, чем больше поддерживается у нас дебютных картин, а фестивали — это средство поддержки, тем выше будет качество российского кино в целом. И с этим трудно не согласиться.



СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Международный фестиваль дебютного кино организован командой проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Основная площадка фестиваля — остров Новая Голландия. В этом году программа МФДКНГ состояла из семи частей, в том числе двух конкурсных — полный и короткий метр. Вне конкурса было показано документальное кино («Как жить вместе»), фильмы российских режиссеров («Сделано в России»), slow-burner-хорроры («Фильмы из зловещей долины»), выбор жюри и специальная программа «В центре внимания», состоящая из премьер и фестивальных хитов.

Автор
Марина Иванова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе