Арт-директор кинотеатра «Родина» Андрей Алексеев: «В мире кино каждый может найти себе картину и для ума, и для сердца»

Как разобраться в неисчерпаемом многообразии кино? Как выбрать фильм по душе? Что сегодня представляет собой ярославский кинопрокат и что нового ожидает зрителей в этом году? На эти и многие другие вопросы нам ответил арт-директор кинотеатра «Родина» Андрей Алексеев. В то время, как «Волга», «Октябрь» и «Аврора» уже закрыли двери, «Родина» - один из динозавров ярославского кинопроката, единственный оставшийся кинотеатр с ярославской пропиской - продолжает успешно существовать в условиях жесткой конкуренции со стороны федеральных сетей кинотеатров.

Вместе с этим в ближайшем будущем в Ярославле появится новая весьма интересная киноплощадка, уникальный для провинции проект – 1 апреля открывается киноклуб «Нефть», который предложит гостям то, чего никогда не увидишь в массовом кинопрокате.

   О том, как разобраться в многообразии мира кино, обо всех потаенных уголках ярославского кинопроката, нам рассказал идейный вдохновитель и руководитель киноклуба «Нефть», арт-директор кинотеатра «Родина» Андрей Алексеев.

- Андрей, Вы уже достаточно долго вращаетесь в кругах ярославского кинопроката. Какой скачок сделала киноиндустрия за это время, и что сегодня собой представляет ярославский кинопрокат? Какая ситуация на рынке кино?

- Я в сфере кинопроката с 2008 года, за это время расклад сил на рынке кино в нашем городе довольно сильно изменился – в большом количестве появились федеральные сети кинопроката.

   Если на момент открытия «Родины» в 2003 году в городе у нас практически не было конкуренции, то с 2007 года рынок стали заполнять федеральные кинотеатры, в 2008 появился крупнейший из них – кинотеатр в ТРК «Альтаир». С тех пор практически каждую пару лет открываются новые кинотеатры и это, бесспорно, меняет расклад на рынке.


   Но до сих пор «Родина» - единственный центральный кинотеатр, хотя такой статус нам осталось носить недолго, как вы наверняка знаете, уже к майским праздникам в ТЦ «Аура» планируется открытие крупнейшего в нашем городе (также федерального) кинотеатра с 7 залами. 

   Конкуренция постоянно растет и в этих условиях приходится работать по-особенному.

- За счет чего, на Ваш взгляд, «Родина» сможет успешно существовать в такой жесткой конкуренции?

- Ходов несколько, первый из них – извлекать, пока это возможно, выгоду из географического положения (на сегодняшний день с этим у нас все хорошо). Но скоро и это преимущество сойдет на нет. Сейчас практически весь Заволжский район города – наш зритель, но если и в этом спальном районе откроют кинотеатр, то нам придется крайне тяжело.


   Далее расклад такой: либо снижать цены, тем самым отрываясь от конкурентов, либо привлекать людей каким-то особенным креативным контентом. И такие вещи мы уже практиковали, в частности, активно экспериментировали на протяжении долгого времени с показом в «Родине» концертов, такого в Ярославле нигде не было.

- Как составлялся репертуар этих показов? Насколько это было востребовано и почему от этого пришлось отказаться?

- С таким контентом крайне тяжело работать, он, казалось бы, выигрышный, считается, что на показ тех же концертов должен клюнуть любитель музыки, но на самом деле очень сложно достучаться до масс, убедить большинство, что смотреть такие вещи в кинотеатре – это круто! У людей нет привычки видеть подобное в кино.

   Есть, конечно, узкая прослойка пользователей, которые могут прийти и оторваться в кинотеатре на просмотре концерта или киноверсии какого-то спектакля (как это, к примеру было с «Франкенштейном» в постановке Денни Бойла), но повторюсь, тут главное – привычка у зрителя. Ее мы постепенно вырабатывали, но столкнулись с другой проблемой - наполнить большой зал на показах альтернативного контента оказалось весьма сложно, поэтому администрация «Родины» приняла решение отказаться от подобной практики.


   Отчасти поэтому родилась идея открытия отдельной, независимой площадки для альтернативного контента – киноклуба «Нефть».

   Именно в него мы будем внедрять все вышесказанные идеи, и организуем под это специальный однозальный кинотеатр. Он будет расположен на территории бывшего кинотеатра «Премьер», который в последние годы находился в некотором запустении.

   Мы его трансформировали под нужды нашего кинопоказа и с 1 апреля будем реализовывать там специализированную площадку. Это, к слову, достаточно редкий для провинции опыт, подобные киноклубы существуют только в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге. Мы же будем экспериментировать, уже учитывая тот опыт, который наработали в «Родине».


- Вы представляли проект киноклуба «Нефть» на съезде молодых предпринимателей в минувшие выходные, хотелось бы услышать то, чего Вы там не говорили.

- В принципе, нам нечего скрывать, поэтому на съезде мы говорили о «Нефти» достаточно открыто. Возможно, я не упоминал там об истинных причинах, которые заставили нас уйти на отдельную площадку - о том, что существование киноклуба на базе «Родины» оказалось экономически неэффективным.

- Будет ли, кстати, «Нефть» вашей личной площадкой для творчества? 

- Конечно, это, к слову, еще одна причина, которую я на СМП не озвучивал. Вы же понимаете, что креатив в себе сдерживать нельзя и нужно каким-то образом его реализовывать!

- Почему выбрали такое название - «Нефть»?

- Тут много разных смыслов, во-первых, нефть – это невозобновляемый ресурс, за счет которого, кстати, живет наша страна, и это отчасти троллинг нашего сырьевого государства. Во-вторых, самая простая трактовка – местоположение киноклуба – Нефтестрой, ДК «Нефтяников». Из названия все вытекает,  людям не придется гадать, где мы находимся. Ну и, конечно, плюс в том, что люди задают себе вопрос: «Почему «Нефть»?»

   К тому же слоган нашего проекта: «Полезное ископаемое кино». Полезное, так как для мозгов, ископаемое, так как редкость и, в принципе, такого кино больше нигде в Ярославле не увидишь. Фишка как раз в том, чтобы показывать то, ради чего люди бы приезжали из разных, самых отдаленных уголков города.

- Что можно будет посмотреть в киноклубе?

- В приоритете это будет фестивальное кино, документальные, короткометражные фильмы, ретро-картины. Для последнего будет реализован специальный проект – «Ретро-среда». Каждую среду мы будем показывать кинофильмы эпохи ретро.

   Кроме того, будут показы концертов, мюзиклов и киноверсии спектаклей, а также тех фильмов, которые не попадают в нашей стране в широкий прокат. В день открытия мы представим зрителям фильм «Жажда» с участием ярославского актера Романа Курцына. Кино это не показали ни в одном ярославском кинотеатре, ни одна федеральная сеть на территории нашего города в потенциал этой картины не поверила! Мне, как ярославцу, это кажется несколько обидным и ошибочным. Как раз это упущение мы и постараемся исправить 1 апреля.

- Как считаете, «Нефть» будет иметь своего постоянного зрителя и за какой срок такая аудитория сформируется?

- Да, я уверен, что у нас будет свой зритель, не говорю, что он будет массовый, но будет. Предполагаю, что аудитория будет составлять в среднем от трех до пяти тысяч человек, но опять же при условии нашей хорошей работы. Мы планируем охватывать и ВУЗы, и центры иностранных языков, так как большинство картин будут показываться на языке оригинала с русскими субтитрами.

   Также мы не потеряем наработанную в «Родине» публику, где у нас уже был киноклуб. Тому постоянному зрителю мы предлагаем новую площадку, где можно будет увидеть то кино, которое мы теперь не можем показать в «Родине».


   То есть, аудитория в принципе готова, тем более, что на протяжении нескольких лет она постоянно нами подогревалась, осталось только оповестить ее о том, что мы переносим площадку на новое место.

- Хотелось бы взглянуть на киноиндустрию в целом. Как считаете, современное кино развивается только за счет технологий или же составляющая искусства тоже не стоит на месте?

- Сейчас мы живем в такое время, что кино, а кино в любом случае можно признать искусством, развивается по двум основным направлениям – есть кассовые фильмы, которые штампует фабрика грез и на этом зарабатывает, а есть фильмы, которые снимаются ради искусства, так выразимся кино ради кино, они составляют программу разного рода кинофестивалей.

   Что радует, кино разноплановое и может удовлетворить практически любые потребности аудитории. Каждый может найти себе что-нибудь по душе!

   Как мне кажется, такая тенденция будет развиваться и дальше, однонаправленным кино не станет.

   Сейчас, к слову, очень хорошо развивается такой жанр, как сериал. Тот же Голливуд приучает нас к тому, что сериал – серьезный конкурент полнометражному кино. Более того, финальные эпизоды некоторых сериалов выходят на киноэкраны.

- Можно предположить, у сериалов фанатов больше, чем у кино?

- Пока, наверное, нет, но к этому все идет. Аудитория сериалов существует, но насколько она велика, судить сложно. Проблематично измерить эти данные, сопоставить показатели - телевизионные рейтинги с кассовыми сборами. За океаном с этим проще, но и наша страна не стоит на месте.

   Буквально в ноябре в России был показ юбилейной серии сериала «Доктор кто». Этот опыт показал, что фанаты готовы приходить в кинотеатр в полночь с пятницы на субботу, заплатив весомую сумму за билет, ради любимого сериала.

   Насколько я знаю, подобная практика с сериалами продолжится. Финальный эпизод «Игры престолов», например, также собираются показать в кинотеатрах.

- А что думаете про отечественные сериалы? У нас ведь их тоже много?

- Я думаю, к отечественным сериалам нельзя относиться всерьез. Что говорить, если в нашей стране в кинотеатры хотят пустить «Глухаря» и «Кухню»? В этом явно чувствуется коммерция, американские коллеги в отличие от нас хотя бы не так открыто заявляют о своем желании заработать. Мы же пока только копируем их ходы, не придумывая ничего нового.

- Существует негласный тезис, что книга априори лучше фильма, снятого по ее мотивам. Согласны ли Вы с этим?

- Читая книгу, любой из нас имеет свое личное представление, как она должна быть экранизирована. Именно поэтому многие воспринимают кино по сравнению с литературой, как нечто второстепенное.

Но ведь не стоит забывать случаи, когда благодаря фильму популяризуется какая-то книга, становясь после экранизации настоящим бестселлером. Особенно такая тенденция заметна в последнее время.

Чем больше лет насчитывает история кино, тем чаще режиссеры и сценаристы обращаются к каким-то неизвестным страницам литературы, чаще современной, чем классической.

- Каких премьер ждать кинолюбителям в этом году и что из уже показанного на экранах вы бы выделили?

- Если говорить о кассовом кино, то Голливуд бесспорно держит марку, фильмы выходят с завидным постоянством. 

   Из ближайших премьер выделю картину «Ной» (27 марта), в апреле ждем сразу два продолжения легендарных комиксов, на экраны выйдут новые части «Человека-паука» и «Первого мстителя». Кроме того, в этом году выйдет новая экранизация «Годзиллы», фильм, судя по всему, будет очень эффектным.

   Для тех, кто любит интеллектуальное кино, рекомендую посмотреть «Превосходство» с Джонни Деппом в главной роли.
В целом, летний киносезон обещает быть насыщенным.

   При этом будут выходить и артовые картины, в киноклубе «Нефть» нам будет, что показать зрителю. Например, «Выживут только любовники» Джима Джармуша или «Побудь в моей шкуре» со Скарлет Йохансон в главной роли.

   Если оценивать уже вышедшие фильмы, то могу выделить «Невероятную жизнь Уолтера Митти», а также «Волка с Уолл-Стрит».

Как ни крути, в современном мире кино практически всегда можно найти что-то и для ума, и для сердца! 

Хочу пожелать читателям «ЯрКуба» не забывать, что кино на большом экране дает настоящее моральное удовлетворение и к тому же является одной из самых доступных сфер индустрии развлечений!
Яркуб
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе