Андрей Тарковский: икона кинематографического стиля

Сегодня великому кинорежиссеру исполнилось бы 85 лет.
Андрей Тарковский при жизни стал живым классиком и первой фигурой российского кино на Западе. 
На Родине ему не давали снимать. В СССР он долгое время считался чуть ли не диссидентом и невозвращенцем
Фото: ТАСС


При этом в разговоре о нем обязательно уточняют: судьба гения оказалась гораздо сложнее, чем можно было бы ожидать, он многое не успел. И рано, всего в 54 года, умер от рака легких.

Последние годы жил и работал на Западе, о чём сожалел, переживал творческий кризис. На Родине ему не давали снимать. В СССР он долгое время считался чуть ли не диссидентом и невозвращенцем. Да, ему было трудно. И все же, выражаясь словами Луначарского, Тарковский был «разрешенный контрреволюционер».

- То, что он перерасходовал пленку или нарушал графики съемок, - это все байки, - рассказывал мне оператор Вадим Юсов, снявший с Тарковским не один замечательный фильм. - Наоборот, мы были ударниками коммунистического труда, выполняли производственный план. Радовался бы сейчас Андрей тому, что его так высоко оценило мировое киносообщество? Думаю, он был бы счастлив. Он всегда переживал, когда премию вручали не ему одному, а с кем-то в паре…


Андрей Тарковский при жизни стал живым классиком и первой фигурой российского кино на Западе
Фото: ТАССtrue_kpru


Кстати, в 1990 году посмертно Тарковский был удостоен Ленинской премией.

Уже в постсоветские времена его друзья признались, что на Родине по большому счету никто Тарковского не зажимал. Но ему самому казалось, что на Западе его выше оценят и он сможет больше зарабатывать. Идея покинуть Родину была творческой ошибкой самого режиссера. Он до конца не представлял, как сложится его судьба на Западе.

Великий Бергман, который опекал Тарковского с юности, помог найти деньги на фильм «Жертвоприношение». Другая зарубежная картина, «Ностальгия», была снята на деньги радио и телевидения Италии. У самого Тарковского не было средств, чтобы снимать. Конечно, он не голодал, но комфортного существования за границей не получилось...

Но он стал живым классиком и первой фигурой российского кино на Западе. И до сих пор является иконой высокого кинематографического стиля. Современные режиссеры продолжают учиться на его картинах. А порой и цитировать. Например, Алехандро Иньяритту, снявший «Выжившего» с Леонардо Ди Каприо, признался, что фильм «Сталкер» Тарковского был настоящим откровением для него. Многие кинокритики обратили внимание, что в «Выжившем» художественное построение кадров сделано по тому же принципу, что и в «Андрее Рублеве» и в «Сталкере». Аниматор Миша Петрик даже выложил ролик, в котором 17 фрагментов из «Выжившего» сравниваются с фрагментами из фильмов Тарковского «Зеркало», «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Сталкер».

Есть цитаты из Тарковского и в фильмах датского режиссера Ларса фон Триера, и в боевике «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. Фон Триер как-то признался, что не стал бы режиссером, если бы однажды не увидел русскую картину «Зеркало».

Но и у Тарковского были свои учителя в кино и непререкаемые авторитеты. Он был одним из самых любознательных зрителей Госфильмофонда СССР, куда приезжал смотреть мировую киноклассику. Француза Робера Брессона называл идеальным режиссёром, которому следует подражать. А великого Микеланджело Антониони и сам цитировал в своих фильмах. Микеланджело один из первых стал использовать длинные планы. Вслед за ним этот прием — задумчивый, неторопливый длинный кадр - развил Тарковский. В кадре колеблющихся на ветру деревьев в “Зеркале” можно увидеть парафраз шелестящих на ветру деревьев в “Затмении” Антониони. Прекрасно, что киноязык для режиссеров всего мира — един, и наш великий соотечественник внес заметный вклад в его формирование.
Автор
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе