Знак качества

Документальных книг выходит огромное множество, ориентироваться в этом море становится труднее и труднее.

Это, в частности, показала последняя книжная ярмарка non/fiction, где были представлены сотни новых изданий, заранее рекомендованные ведущими печатными СМИ и электронными порталами.


Как отличить non/fiction высокого качества от среднего и низкого? Во-первых, нужно понимать, что серьезная документалистика не может пользоваться массовым спросом. Тираж тысяча экземпляров - это сегодня ее обычный тираж. Я бы сравнил книги в этом жанре с артезианской или родниковой водой. Когда она прошла по трубам для массового употребления, когда она разлита по пластиковым бутылкам с этикетками, она теряет свойства первоисточника. Такие книги - это скорее материал для будущих исследователей и популяризаторов. Но при этом есть элитный слой отнюдь не профессиональных читателей, которые знают цену такой литературе и даже предпочитают ее любой другой.

Во-вторых, загляните в список источников в конце книги. Например, сейчас выходит бездна книг о Сталине, тема эта страшно популярна. Но, заглянув в конец этих книг, вы увидите, что там почти никогда нет ссылок на архивы, зато есть список литературы. То есть происходит толчение воды в ступе: одни авторы используют других, а те, в свою очередь, первых. Все прочее - лишь мнение, "точка зрения" и, будем говорить прямо, современная конъюнктура.

В-третьих, в серьезной документалистике всегда обязателен Именной указатель, и чем он обширнее, тем у вас больше шансов, что эту книгу стоит купить и прочитать.

И еще очень важно, где готовилась книга.

Например, есть Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук. Вы можете ни секунды не сомневаться, что если на титульной обложке книги присутствует его знак (при этом издательство может быть любым, потому что у института небольшие возможности самому издавать книги), это - документалистика самой высшей пробы.


Документальных книг выходит множество, ориентироваться в этом море все труднее


К счастью, несмотря на экономические кризисы, а главное, несмотря на катастрофический переворот в мозгах, ИМЛИ продолжает работу по подготовке и выпуску превосходных книг. И это деятельность поистине подвижническая, потому что ни славы, ни денег она никогда не приносила, а сегодня - тем более.

Отмечу три книги, вышедшие за последнее время и подготовленные ИМЛИ, хотя их гораздо больше. Историография Гражданской войны в России. Исследования и публикации архивных материалов. - М.: ИМЛИ РАН, 2018; А.А. Золотарев. Campo Santo моей памяти. Мемуары. Художественная проза. Стихотворения. Публицистика. Философские произведения. Высказывания современников. - СПб.: Росток, 2016; М. Горький и А. Богданович: дружба, рожденная на берегах Волги. Переписка. Воспоминания. Архивные публикации. Исследования. - М.: Художественная литература, 2018.

Первая книга вряд ли нуждается в дополнительных рекомендациях. Это тот случай, когда одно ее название должно привлечь внимание заинтересованных в этой теме читателей. Проблема лишь в том, что тираж ее - всего 300 экземпляров.

Вторая книга - это совершенно потрясающее издание, которое подготовили В.Е. Хализев, один из наших крупнейших филологов-теоретиков, учебник которого "Теория литературы" изучают студенты филологических факультетов, и заместитель директора ИМЛИ, заведующая отделом рукописей Д.С. Московская. И это последняя книга, подготовленная В.Е. Хализевым, который ушел из жизни в 2016 году.

Алексей Алексеевич Золотарев - не просто выдающийся русский краевед, а также незаурядный писатель первой половины ХХ века. И не просто выдающийся теоретик краеведения, которое является очень серьезной наукой, может быть, куда более серьезной и основательной, чем другие гуманитарные дисциплины. Он - философ краеведения. Он предлагал иные пути развития цивилизации, чем те, которые, увы, приняты и которые в перспективе своей катастрофичны.

А если мы вспомним (о чем многие вообще не знают), что русское и советское краеведение в своем развитии сначала опережало зарубежное и было предтечей многих мировых открытий в этой области, но в 30-е годы было объявлено "лженаукой" (в частности, Золотарев был осужден на три года архангельской ссылки, что само по себе любопытно: краеведа ссылают в край), то значение этой книги имеет особую ценность в плане реальной реставрации нашей еще недавней истории.

И конечно, хочу обратить внимание на третью книгу. Для меня она стала своего рода эхом Минской международной книжной ярмарки, на которой я недавно побывал и о которой писал в "Российской газете".

Адам Егорович Богданович - это выдающий белорусский этнограф, фольклорист и отец Максима Богдановича - классика белорусской литературы, одного из ее создателей, а также создателей современного белорусского литературного языка. Эта книга подготовлена целым рядом культурных институтов: ИМЛИ, музеем Максима Богдановича в Минске, Национальной академией наук Белоруссии и Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Когда на книге такое количество "знаков качества", в ценности ее можно не сомневаться.


Если на обложке стоит знак ИМЛИ, можно не сомневаться: это книга высшей пробы


Но это и тот случай, когда книга является поистине захватывающим чтением. Чего стоит одна переписка А.Е. Богдановича с его невестой и затем женой Александрой Волжиной, родной сестрой жены Максима Горького Е.П. Пешковой.

Это настоящий роман в письмах, из него вы больше узнаете о русских девушках рубежа веков, чем из любого рода художественной прозы. И еще есть переписки с Горьким и его женой, по-новому открывающие личность великого писателя.

Поздравим ИМЛИ с этими удивительными изданиями!

Автор
Текст: Павел Басинский (писатель)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе