Ярославец Круглов из Питера

В ярославскую писательскую организацию пришло письмо из СанктПетербурга от члена Союза писателей России В.А.Круглова, где он пишет: "Уважаемые коллеги! Обо всём, что пережил, что видел в детстве, юности, после войны, посещая часто Ярославль, написал в книге "Рябиновая родина". Полностью посвящаю её ярославскому краю и моей в нём жизни. Надеюсь, что-то придётся по душе братьям-писателям и читателям-землякам. У нас сейчас новый председатель СПб отделения Союза писателей России Орлов Борис Александрович. Он тоже ярославец, родился под Рыбинском… С дружеским приветом от всех питерских писателей - ярославец по рождению Виктор КРУГЛОВ.
Далее Виктор Александрович даёт о себе скупую информацию, вернее, краткую биографическую справку. Но в моём архиве имеется более развёрнутый материал об этом интересном человеке и талантливом писателе. Вот, например, что пишет о нём капитан первого ранга в отставке, профессор, член Союза писателей России Игорь Александрович Смирнов в статье "Виктор Круглов, кто он?": "Многогранна и впечатляюща творческая деятельность этого человека, длящаяся уже более 50 лет. Стихи Виктор начал писать ещё в школе, а впервые опубликовал в 1949 году в морской газете "Страж Балтики". 5 сентября 2011 года ветерану войны и писательского труда исполняется восемьдесят три!.."

Шестнадцатилетним юношей ушёл Виктор Круглов на Великую Отечественную войну. Был балтийским юнгой. На войне стал командиром оперативной группы радистов-разведчиков 1-го Морского радиоотряда особого назначения (ОСНАЗ), занимался другой важной, секретной и опасной работой. Фронтовые дороги пролегли от Невы до Шпрее, в Берлине закончил войну будущий писатель. В силу своей воинской специальности долгие годы после войны оставался "засекреченным мичманом в отставке". Естественно, что ему хотелось поведать о пройденном пути, в котором было много и героического, и трагического. Но и радостного тоже - молодость есть молодость. Забегая вперёд, скажу, что 1982 году в ленинградском журнале "Звезда" была опубликована документальная повесть "Особое задание" (из записок разведчика), прошедшая немалые цензурные мытарства.

И всё же главным своим делом Виктор Круглов всегда считал литературное творчество. Капитанами-наставниками его поэтического корабля в разное время были Александр Твардовский, Михаил Дудин и другие известные поэты. Стихи Виктора Круглова печатались в журналах "Звезда", "Нева", "Аврора", "Молодая гвардия", "Москва", "Советский воин", "Пограничник", "Знаменосец", в альманахах "Молодой Ленинград", "Поэзия", "День поэзии", "Русский мир", "Кают-компания", "Советский моряк". Сегодня на счету писателя двенадцать сборников стихов и три - прозы, среди которых - "Снежная радуга", "Журавли над окопами", "Трудный маршрут", "Крещённые огнём", "Пурга и любовь", "Моя тяжёлая память", "Рябиновая родина", "Фарватер", "Художник и поэт реки и моря" и другие.

Имя Виктора Круглова хорошо известно в славянских странах - Польше, Болгарии, Венгрии, Словакии, Чехии, где он публиковался на русском и в переводах. До сих пор не прерываются его дружеские связи с Польшей, которую во время Великой Отечественной освобождал от гитлеризма в составе Войска польского. В 1995 году в издательстве "Полония" при Генконсульстве Республики Польша в СанктПетербурге на русском и польском языках вышла его книга "Не чужая земля", получившая высокую оценку в печати этих двух стран. Полноценным соавтором Виктора Александровича здесь надо назвать известную польскую поэтессу Брониславу Павлюць, великолепно переведшую его стихи на польский. И если добавить, что книга снабжена рисунками фронтового периода самого автора - не просто хорошего рисовальщика, а истинного художника, - то картина получается впечатляющей. Впрочем, редкая книга поэта Виктора Круглова выходит без рисунков художника Виктора Круглова.

За свою интернациональную, творческую и военно-патриотическую деятельность Виктор Александрович неоднократно награждался орденами и медалями Советского Союза, России и иностранных государств. В 2010 году стал обладателем Пушкинского диплома за книгу "Над Соротью", посвящённую легендарному С.С.Гейченко, хранителю Пушкиногорья.

О жизненном и литературном пути поэта Виктора Круглова написано немало статей, обзоров и рецензий, опубликованных в России и за рубежом. Его поэтическое творчество было и является предметом изучения и темой дипломных работ российских и польских студентов и аспирантов. Говоря официальным языком, поэта хорошо знают и на его малой родине Ярославщине, где он дружил с писателями Львом Ошаниным, Марком Лисянским, Евгением Савиновым, Юрием Ефремовым, Александром Ивановым, Дмитрием Горбуновым, Вячеславом Рымашевским, Павлом Голосовым, Виктором Московкиным и другими.

Вступив в переписку с Виктором Александровичем, я не раз получал от него письма и поздравительные открытки, полные тепла и заботы, любви к нашему городу. Его интересовало буквально всё: как живут ярославские писатели, какие проблемы их волнуют, как с изданием книг и журналов, как проходят Некрасовские праздники поэзии в "Карабихе". Подписывается обычно так: "Мысленно с вами всегда и во всём!". В новогодней-2010 открытке пишет: "Скоро 1000-летие нашего Ярославля. Нашего Ярославля! Поклон землякам. Бог даст, встретимся!". И всегда коротенько - о своей писательской и общественной работе: "Сижу над новой сложной книгой "Бой после победы". Это о моей радиоразведке в 1944-1951 годах, о судьбе и жизни былой".

А вот цитата из другого письма от 3 февраля 2009 года: "Всем ярославцам передаёт привет вдова писателя И. А. Смирнова, тоже нашего земляка-ярославца и питерца. Пригласите её в Ярославль с книгами Игоря Александровича. Обязательно приедет, зная, как любил этот город прекрасный русский писатель".

В одном из писем получил от Виктора Александровича копию заметки, вернее, предисловие к стихотворной подборке поэта В. Круглова в журнале "Нева" за подписью самого Всеволода Рождественского, датируемую 1976 годом. Выдающийся поэт говорит о собрате по перу: "В перерывах между боевыми вахтами Виктор Круглов писал о нелёгких фронтовых дорогах, о своих товарищах по оружию, живых и погибших геройски, о моряках-радистах, десантниках, с кем сводила его военная судьба. После демобилизации в качестве сотрудника газеты "Северо-Западный водник" он побывал чуть ли не на всех водных бассейнах северо-запада, а позднее в Карелии. Как корреспондент ТАСС работал на Северном морском пути, на Диксоне, на Тикси, побывал на Таймыре, в Певеке, на Чукотке, во многих местах Дальнего Востока.

Богаты и содержательны пути-дороги Виктора Круглова на географической карте нашей Родины. Поучительна и интересна его жизненная и литературная судьба, естественная и вместе с тем типичная для его поколения, юношеские годы которого были воспитаны боевыми условиями Военно-морского флота".

В конце - приписочка чётким "кругловским" почерком: "Всеволод Рождественский, ветеран Великой Отечественной, был моим старшим другом и многолетним наставником в поэзии. Я тогда часто встречался с ним в редакции журнала "Нева", где он руководил отделом поэзии. Он часто печатал мои стихи о войне. А я в те годы (60-70-е) помогал Всеволоду Азарову создавать ЛИТО Балтийского ВМФ "Путь на моря". Им руководил тогда Борис Орлов из Кронштадта. Многих забрала проклятая война, уходят участники Великой Отечественной, защитники Ленинграда… Извини, что расписался, но память тревожит, не отпускает. Обнимаю. Ярославский и питерский В. Круглов".

В это же письмо была вложена визитная карточка, которую хочу привести полностью: "Союз писателей России. Санкт-Петербургская организация. Круглов Виктор Александрович. Поэт, прозаик, журналист. Ветеран Великой Отечественной войны, капитан-наставник Морфлота РФ, ветеран Войска польского. Председатель Совета ветеранов войск связи Ленфронта. Президент Ассоциации баталистов, маринистов СП России".

Не могу удержаться ещё от одной цитаты из письма, датированного нынешним годом. Виктор Александрович пишет: "Размотал я морской узел, наработался в море всласть и книгу написал "Жизнь - это море", которую и посылаю тебе от всего сердца под тельняшкой. Много чего было интересного, нелёгкого порой. Вот и догрёб на видавшем виды судёнышке до очередного дня рождения. И что очень радует - с ярославцами, с тобой дышу воздухом своей юности. Воспоминания всё время уводят в любимские и даниловские места, где провёл детство. В деревню Радово, где родился, в село Шишкино на Соти, где крещён был в церкви Иоанна Предтечи. Мать рассказывала, как священник окунал меня в купель. Умерла в 1993 году, блокадница была. Отец погиб в 1942 на Лужском рубеже. А я, как из Ярославля вернулся в Ленинград, когда блокаду сняли, сразу пошёл на войну. Тогда нас, мальчишек, флот пригрел, чтобы не канули в бездну. Радует и заставляет сопротивляться недугам ещё и то, что в Ярославле меня не забыли: в профтехучилище № 7, где я учился в начале войны, в музее отведено место и мне, грешному. Заведующая музеем - Турдакова Татьяна Ивановна. Побывай, расскажешь потом, а то я вряд ли теперь наведаюсь на свою малую родину".

Виктор Александрович Круглов, несмотря на пенсионный возраст, продолжает активно заниматься литературной, научной и общественной работой. И верный помощник во всех делах - его супруга, кандидат филологических наук, литературовед, член Союза писателей России Лилия Ивановна. Доброго Вам здоровья и вдохновения, русский Художник!
http://yarkprf.ru/sy/128-589/890-2011-10-03-21-21-06



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе