Судьба и память

К жизни и творчеству писателя А. В. Коноплина, на мой взгляд, эпиграфа более точного, чем из Давида Самойлова, и не подберёшь: ...Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..
Это поэт-фронтовик сказал едва ли не обо всём своём поколении. И, конечно, об Александре Викторовиче, которому 26 августа исполняется 85 лет.

Дело в том, что Саша Коноплин семнадцатилетним юношей надел солдатскую шинель и прошагал в ней сквозь огонь Великой Отечественной до Эльбы, сполна хлебнув фронтового лиха. Но окончание войны «совпало» с бедой куда более страшной для молодого человека, чем фронтовые лишения: по ложному доносу – ГУЛАГ. И всё без перерыва, одно за другим. Но Александр Викторович, пройдя сквозь это пекло, не сломался, не ожесточился, а всё случившееся с ним позже использовал в своих книгах, издававшихся в Москве, Ярославле, Рыбинске.

Не раз слышал от мастера: «Мне посчастливилось быть на войне, посчастливилось пройти ГУЛАГ. Без этих «университетов» я не стал бы писателем». Жутковато слушать, но надо знать этого человека – сильного, мужественного, честного, полного самоиронии, всецело посвятившего свою жизнь писательству. Прав, наверное, в этом смысле А. Блок: «Чем хуже жизнь, тем лучше творчество».

Автор полутора десятков книг, писатель Александр Коноплин и сегодня находится в прекрасной творческой форме. Широко известны его крупномасштабные полотна – книги «Апостолы свободы», «Время дождей», «Шесть зим и одно лето», «Бессмертные», «Поединок над Пухотью», «Сердце солдата», «Ну, русичи!». Это торжество художественного слова, тонкого вкуса, литературного мастерства. Везде писатель остаётся верен своей теме, предлагая читателям фронтовую и лагерную прозу. Повесть «Клара» – об одном их трёх неудавшихся побегов автора с лесоповала, где его преследует Клара – свирепая овчарка, натасканная на отлов беглецов. И если добавить, что книга проил­люстрирована самим автором – не просто хорошим рисовальщиком, а профессиональным художником, – картина получается впечатляющей.

Крепко держит цепкая писательская память не только годы военного лихолетья, но и тысячи дней и ночей «за колючкой». Говорит задумчиво:

– Сюжетов – хоть отбавляй. О многом уже сказал, но вспоминается всё новое, новое. Хотелось бы рассказать о сокамерниках. Интереснейшие были люди – учёные, музыканты, художники, военные... Кстати, генерал Виктор Владимирович Крюков, муж Лидии Руслановой, часто говорил мне: «Смотри в оба, Сашка, всё запоминай, накручивай на извилины. Расскажешь когда-нибудь». Так и вышло. В общем, и писать, и рисовать меня учили хорошие наставники...

Не перестаёт удивлять и радовать своей творческой активностью писатель-фронтовик. Не так давно ярослав­ское издательство «Аверс Плюс» выпустило в свет новый его роман «Плацдарм». Это подарок не только автору, но всему читающему, думающему, памятливому народу. Писательский, творческий «плацдарм» Александра Викторовича с годами не сужается, не становится меньше. Наоборот, его мысли вновь заняты очередным сюжетом. И это, абсолютно уверен, воплотится в новую интересную и нужную книгу.

– Мы, писатели, ответ­ственны за состояние души народа. То, что творится сейчас в культуре, не может не вызывать протеста. Но полного распада духовности не произойдёт, слишком глубоки и прочны корни русской культуры, – говорит писатель.

Писатель Коноплин не опускает рук. Наоборот, с большим настроением садится за письменный стол. И с присущей ему самоиронией оценивая ситуацию, повторяет гоголевский афоризм: «Вот вышла в свет книжечка. Живёт же где-то и читатель ея!»

В повести «Сердце солдата», которая входит в роман «Бессмертные», есть такие слова: «Нужна ещё людям нестареющая солдатская память…». Что тут скажешь? Конечно, нужна, очень нужна, Александр Викторович!

Книги Александра Викторовича доставят истинное эстетическое наслаждение в силу их необычайной содержательности, нравственной наполненности, художественности в самом высоком смысле и поразительной современности, если даже и говорится в них о событиях шестидесятилетней и более давности. Впрочем, книги настоящих писателей не устаревают, они вне времени. Вернее, над временем. Ясность, чёткость, чистота и образность языка, энергетическая плотность произведения в целом, бережное отношение к временным событиям, яркость в изображении характеров героев – по душе любому читателю.

Доброго Вам здоровья, Александр Викторович, мужественный, скромный, красивый человек, талантливый русский писатель!
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе