«Стихи не пишутся, случаются!»: и ещё кое-что о Вознесенском

Бывают мероприятия, значимость которых осознаёшь заранее.

И пропустить совершенно невозможно, потому что потом такие встречи запоминаются на долгие годы.


Когда я узнала, что увижу живую легенду Зою Богуславскую, ноги сами понесли меня в «Библио-Глобус» на презентацию аудиокниги Андрея Вознесенского «Стихи не пишутся, случаются!». Как ни странно, в наш век электронных носителей и аудиоверсий не выходило еще ни одной аудиокниги поэта. Досадное недоразумение решили исправить основатель Театрального салона «Сцена 23» Вероника Вяткина, ставшая Генеральным продюсером проекта, и автор этой, безусловно прекрасной идеи, продюсер Анна Грогова, выступившая модератором на презентации. Стихи Вознесенского в аудиокниге читают известные актеры, каждый со своей особой харизмой, ни в коем случае не пытаясь повторить узнаваемую манеру поэта. Именно об этом говорил известный литератор, поэт Евгений Бунимович, который общался с Вознесенским, читал его стихи, когда поэт уже практически потерял голос и доверил ему эту почетную миссию. Мне особенно запомнилась его фраза: «Голос Вознесенского – часть его поэтического мира». Вознесенский, вопреки общепринятому мнению, любил, когда его стихи читают другие, хотя превзойти узнаваемую манеру автора, конечно же, невозможно. Также он любил всякие технические новшества, и ему точно пришлась бы по вкусу цифровая аудиокнига его стихов. Тем более, что среди исполнителей целая когорта известных актеров, таких, например, как Александр Галибин, Вениамин Смехов, Елена Санаева, Максим Аверин, Татьяна Веденеева, Алена Бабенко, Елена Захарова, режиссер Марк Розовский, Вероника Вяткина, а также Иван Стебунов и Любава Аристархова, которые порадовали своим исполнением гостей мероприятия.


Книга появилась именно теперь вовсе не случайно. Весь год мы отмечаем 90-летие поэта, и выход аудиокниги удачно дополнил целый ряд мероприятий, посвященных этой дате. Как раз об этом рассказывала на презентации директор Центра Андрея Вознесенского Ольга Варцева. К слову, очень люблю этот Центр на Большой Ордынке и стараюсь не пропустить ни одной выставки. Замечательная экспозиция «Вознесенский. Ещё» представила Вознесенского как прекрасного, самобытного художника. Рада, что успела ее посетить, а также побывать на премьере документального фильма «3723 Вознесенский» и на встрече с его режиссером Валерием Беловым. Кстати, эта встреча и экскурсия по выставке также была организована «Сценой 23». Среди безусловных побед Центра Вознесенского в год 90-летия поэта еще и масштабный Voznesensky Festival, прошедший весной на ВДНХ в красивейшее время цветения сирени и экспериментальный музыкальный спектакль о поэте в Театре имени Маяковского.

На презентации довольно много говорили о театральных работах Вознесенского. Не обошли вниманием легендарную «Юнону и Авось» в Ленкоме, «Антимиры» в Театре на Таганке и запрещенный после двух первых прогонов «Берегите ваши лица», гениальные идеи Вознесенского к которому о безликих людях с вешалками вместо голов или забастовке стриптизерш со слоганом «не обнажимся!», очень образно озвучила специалист по поэтическому театру Евгения Абелюк.


Близко знавший Вознесенского, академик и публицист Александр Асмолов, вспоминал о своей первой встрече с поэтом, когда ему было всего 8 лет, — Вознесенский пришел в гости к его сестре и остался его другом на всю жизнь. О том, что он всегда оставался по сути подростком, что, как никто, умел влюбляться и любить, и о собственных строчках, посвященных любимой всеми поэтами Белле Ахмадулиной: «Темнота. Дома. Подъезд. В нас с тобой вселился бес…» И снова говорилось о голосе Вознесенского – «голосе музыки, голосе любви». Ну, а кто больше других знает о том, как Вознесенский умел любить, как ни его самая большая любовь, его спутница, его муза, его жена Зоя Борисовна Богуславская. Признаюсь, очень хотела ее увидеть и услышать. Ее присутствие на презентации придало всему вечеру совершенно особую атмосферу. Как чудесно было услышать из ее уст про ту самую знаменитую телеграмму «Не могу приехать. Цветет миндаль» или про то, как Вознесенский долго и упрямо добивался ее любви, несмотря на ее отчаянное сопротивление, как она сдалась под таким напором, как «доброжелатели» предрекали их отношениям не больше полугода, а прожили они при этом вместе 46 лет! Было очень важно услышать ее пронзительный рассказ о том, как Вознесенский умер у нее на коленях. В том числе, благодаря ее присутствию, вечер получился во всех отношениях замечательным и запоминающимся. А стихи, исполненные в финале, еще больше его украсили.

В очередной раз убедилась в неординарности этой легендарной женщины. В свои почтенные 99 лет она сохранила остроту восприятия, прекрасное чувство юмора, помнит наизусть стихи мужа и может, например, поправить Ивана Стебунова, если он ошибется всего в одной букве. В поэзии Вознесенского не только каждое слово, но и каждая буква имеет значение. И как же прекрасно, что находятся такие энтузиасты, как «Сцена 23», которые делают все, чтобы донести слово поэта до более широкой аудитории и придумывают новые способы знакомить молодые поколения с нашим литературным достоянием.


Автор
Наталья Романова специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе