"Плохой" Некрасов или почему до сих пор нет фильма о "великом русском поэте"?

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба, или как вам угодно!

Случайно наткнувшись на одном из весьма уважаемых мною каналов Дзена на статью, посвященную «женщинам Некрасова», я вдруг вспомнил о собственных впечатлениях после прочтения биографии поэта авторства Михаила Макеева в замечательной серии «ЖЗЛ». К слову сказать, книги этой серии – единственное «духовное печатное», на что готов тратиться, не прицениваясь. Да, так вот, а впечатления по прочтении были таковы: удивление – каким образом и отчего никому в голову ещё не пришла мысль снять сериал-байопик о жизни Некрасова? Ведь, ежели разобраться, чего тут только нет?! Столь спорного героя не выдумать даже бригаде сценаристов-лауреатов «Оскара»!


Нехрестоматийный портрет, сразу и не угадаешь...


Непростые детские годы в семье с 14-ю (!!) детьми и отцом-самодуром (хотя и тут не всё однообразно-черно. Алексей Некрасов воевал с французами, был не чужд декабристских идей, превратившись после в жестокого развратного барина и даже добившись для поправления финансового состояния места исправника), голодная студенческая молодость, первые сочинительские опыты, полное отсутствие средств... Так и просится на экран, да? Такая страшноватая сказка о «Золушке» мужеского полу. А дальше? Step by step, потихонечку, только трудом, настойчивостью, удачей и... Начинающий поэт знакомится с Жуковским, Белинским, сотрудничает с «Отечественными записками», пробует себя в издательской деятельности... Тут просыпается его талант «барышника» от литературы – купить у автора сочинение за рубль, а продать за два... А иной раз – и вовсе выпросить чужой рассказ «за бесплатно» (в подобном Некрасова упрекало множество литераторов), а после - разумеется, "реализовать" в собственном альманахе. Успешная финансовая и организаторская деятельность в «Современнике», а затем в тех же «Отечественных записках». Пристрастие к карточной «коммерческой» игре в высшем обществе и сказочное везение в ней. Тяга к роскоши – имения, охота, «обжорное общество». Ода глубоко презираемому в его демократическом круге генералу Муравьеву, подавившему польское восстание и призванного «закручивать гайки» и в столице, - поступок, который стоил Некрасову серьезнейшей обструкции со стороны практически всех былых единомышленников. Жизнь «втроём» (позднее этот фокус повторит Маяковский с семьёй Бриков) с Панаевыми. Страшная и мучительнейшая болезнь, разделившая жизнь на «до» и «после». Добролюбов, Тургенев, Гончаров, Григорович, Островский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой!..

Признаемся - тянет на полноценный высокобюджетный сериал! С такими-то заворотами и персонажами...


Страдания смертельно больного поэта были невыносимы. В редкие минуты облегченья он напишет: "...Не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей…"

В СССР образ «пламенного демократа» и «певца народа» практически не эксплуатировался. Откровенно говоря, могу припомнить только одно появление Некрасова на советском экране – фильм Козинцева 1953 года «Белинский», в котором – понятное дело – без Николая Алексеевича было просто не обойтись. Играл его Владимир Честноков.


Некрасов, надо полагать, слева.  Хотяяяя... И всё же - слева. Белинский - романтический красавец справа.

Понять тогдашних цензоров от культуры можно: одно дело – изучать в школе «Мороз Красный Нос» и «Кому на Руси жить хорошо», другое – погружаться в извилистые, вступающие в откровенное противоречие с идеалами социализма, загогулины биографии Некрасова – с его коммерческой жилкой, картами «по-крупному», женщинами и не красящими его человеческие качества поступками. Уже в наше время фигура поэта появилась в сериале Хотиненко «Достоевский», сыграл его замечательный питерский актер Валерий Кухарешин, внешне, действительно, схожий с Некрасовым.


Вот не поверите - еле отыскал! Заговор против Некрасова продолжается!


Слушайте, похоже и... как-то всё. Возможно, ошибаюсь, если кто-то припомнит хотя бы ещё парочку экранных воплощений Некрасова – буду крайне признателен!

Итак, что мы имеем? Великого «засекреченного» русского поэта с весьма «мутной» биографией и многотомным литературным наследием, в котором нашлось место и поэмам, и лирике, и пьесам, и даже романам. Так это прекрасно, судыри! В наше удивительное время, когда «белое» меняется местами с «чёрным», миллиардеры становятся Героями, 23-хлетние певцы – кавалерами, попрыгуньи переписывают законы, а «мздоимство» оправдывается «обстоятельствами непреодолимой силы», Некрасов – практически идеальный «герой нашего времени»! Где вы – режиссёры и сценаристы, мучающиеся от «мелкотемья»? Ау! Берите, пользуйтесь... если способностей и смелости хватит... Да только - не хватит - ни того, ни другого. И денег вы на это не найдёте, потому что снимать о великих людях скверно и задёшево - опозориться с треском. Разве - снова к Хотиненко обратиться? "Достоевский"-то в принципе - удался!..


Тургенев читает Некрасову и Панаеву. Последний, похоже, думает о чём-то своём... Например, о "тройственном союзе" с Авдотьей.


Напоследок не удержусь, и приведу два стихотворения поэта, в которых, по скромному моему сужденью, отражены многие грани таланта некрасовской лиры, актуальной и сегодня.



ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ

1

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», — думает старушка.

2

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам! —
Думают крестьяне. — Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

3

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором...

4

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит...
Барина всё нету... барин всё не едет!

5

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высоких гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Обратите внимание: "...сел в свою карету — и уехал в Питер". Как это... по-нашему... по-современному! Так и видишь свиномордого нынешнего чиновника с равнодушными глазками-пуговичками, дежурно выслушивающего "глас народа" и... Привет!



НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

1

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил... Он вызвал — я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

2

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил;
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

3

Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла
.
4

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла...


Автор
Русскiй РезонёрЪ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе