Победе, к сожалению, временной. Как временно торжество настоящего добра в любой сказке, вершащейся свадьбой и воцарением свершившего надлежащие подвиги героя. Как временны счастье, покой и благополучие, к которым сквозь испытания, ошибки, бедствия, неудачи добираются герои тех — не обязательно совсем уж старинных — романов с хорошим концом, поэтика которых восходит к сказочной. Как временно всякое умиротворенное затишье в нашем мире, ибо преизрядное число его обитателей отравлены жаждой власти и первенства, завистью и ревностью, эгоизмом и злобой. И богов, что вроде бы миром правят, творят по своему образу и подобию. Вот и воюют с незапамятных пор рать Белобога с армией Чернобога. И когда одна из сил берет верх, другая тут же посрамляется. Да так, что на века запоминается: низвергнувший ворога Перун воплощает абсолютное добро, а супротивник его Кощей — столь же абсолютное зло. И никто не помнит, что Кощей не страшный иссохший старикан, а вечно молодая пленительная красавица по имени Паляндра. И о том, что когда-то Перун и Паляндра любили друг друга. А потом… потом пошли ожесточенные битвы, белые одолели черных, Паляндра попала в заточение, а якобы установившийся порядок не мешал людям враждовать с той же яростью, что клокотала в придуманных ими богах. Битва которых возобновилась, когда из-за шальной затеи гимназиста Антона Волкова (и двух его верных друзей) был потревожен могучий дуб (приют Перуна).
Что имело и другие грандиозные последствия. В частности, для замысливших диверсию мальчиков и по разным причинам оказавшимся в пустой школе девочек, вдруг обнаруживших себя в совершенно невероятном мире.
И не найти бы им дороги домой, не вернуть привычного облика обыкновенной гимназии (дурной ее номер отношения к делу не имеет), не отстоять права прежде неведомых (но многое в школьной жизни определяющих) Столового, Зального, Библиотечного и прочих гимназических домовых, не замирить бы Паляндру с Перуном, расселив их по новым дубками, кабы не любовь.
Нет, конечно, изобретательность, смелость, трудолюбие, находчивость, готовность учиться (и откуда бы ей взяться — среди героев лишь двое прежде были к этому склонны) — все эти качества, постепенно наращиваемые юными героями, в успешном завершении их страшных приключений эффективно сработали. И хранители школьных покоев свою лепту в общее дело внесли. Но все же не будь в мире любви, остались бы гимназисты без солнца и светил. Так и бродили бы по зловещим темным коридорам, размышляя к какому из враждующих сонмищ примкнуть. Дабы рубиться и рубиться, погибать и оживать для новых бессмысленных побоищ.
Но мальчики и девочки избежали этой печальной участи. Недаром в заколдованном мире оказалось три пары: отличник (из тех, что успешно изобретают если не вечный двигатель, то что-нибудь не менее грандиозное) и отличница (которой осточертело все знать от ентих до ентих), победительная пловчиха и здоровенный увалень, прирожденный атаман-авантюрист и таинственная девочка, умеющая и в обыденном мире видеть то, чего другим никогда не заметить… И все сбылось. Хотя вожаку-задире Антону на роду было написано стать воином Кощея (да и очаровала его красавица Паляндра), а тихой ясноглазой Леле Солнцевой верно служить Перуну. Они — сами того не осознавая — выбрали любовь. Как и две других пары. И тогда выяснилось, что бесперечь бранящиеся русалка (в обыденном мире — техничка, которой побаивается сам директор школы) и говорящий кот (кажется, и в обыденности не лишенный этого дара) тоже любят друг друга. И что у Перуна с Паляндрой все не так просто. И что для прекращения бессмысленных битв дыхание любви не менее необходимо, чем старинные колдовские хитрости. А для живой, обаятельной и поучительной (без унылой наставительности) современной сказки эта самая любовь необходима не меньше, чем блестящая эрудиция, светлый юмор, интертекстуальные игры, уважение к серьезной науке и осведомленность в свычаях и обычаях как тысячелетних домовых, так и нынешних отроков и отроковиц. Только веря в любовь можно доказать, что дети наши не монстры и выродки, а живые, яркие и способные творить чудеса существа, что история не состоит из одной только кровавой мерзости, что бинарными оппозициями мира не опишешь, что новые времена вечным сказкам не помеха, что время всегда — если о том порадеешь — хорошее.
А рухнувший дуб все равно очень жалко.
Андрей Немзер