Невозвращенец

Впервые на русском — знаменитый роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили»


Вообще-то Габриэль Гарсиа Маркес известен как патриарх «магического реализма». Но на этот раз перед нами его документальный роман, действие которого разворачивается в Сантьяго времен Пиночета. Политическая предыстория служит завязкой конфликта. Экономическая авантюра, в которую вовлекли страну «чикагские мальчики», обернулась волнениями. Власть напугана. Введен комендантский час, молодых оппозиционеров бросают в тюрьмы, а их родители в знак протеста сжигают себя на площадях. Такая страна, такой климат, такой темперамент!


Но подпольщики не дремлют. Бывшие сторонники Сальвадора Альенде сгруппировали силы. Они вырубают в городе электричество, забрасывают силы правопорядка камнями и взрывают полицейские участки. Полиция вынуждена озираться по сторонам и защищать не столько порядок на улицах, сколько самих себя. Невидимая линия фронта проходит по каждому переулку.


За пределами Чили немало эмигрантов, которым запрещено возвращаться в страну. Один из них — кинодокументалист Мигель Литтин, абсолютно реальная личность. Маркес обходится без прототипов, пишет с натуры: уж документализм так документализм, каков герой, таков и подход к нему. Реальный Литтин руководил при Альенде национальным кинематографом, а после переворота вынужден был уехать. Примерно то же и в книге. Правда, дальнейшее развитие действия несколько неожиданно. Вступившего в Сопротивление эмигранта Литтина хотят нелегально забросить в Чили. Он должен координировать действия трех съемочных групп, которые делают разоблачительный фильм о жизни под железной пятой диктатора, причем каждая думает, что работает в одиночку.


Но постепенно авантюрный сюжет начинает балансировать на грани пародии. Литтину меняют внешность, превращая в состоятельного уругвайского бизнесмена, он зубрит пароли и явки, однако сохранять инкогнито ему нелегко. То случайно захватит чемодан своей попутчицы, полный женского белья, а его осмотрят полицейские. То неожиданно встретит на улице собственную тещу, но она его не узнает. То в парикмахерской пострижется по старинке, то покажет метрдотелю старый паспорт.


Правда, сотрудники пиночетовской «охранки» еще тупее подпольщиков. Одеваются в старомодные плащи, щеголяют короткой полувоенной стрижкой и вычисляются в толпе на раз. Литтин прячется от них в подворотнях и темных кинотеатрах… В общем, вся конспирация ни к черту. Штирлиц… пардон, Литтин почти все время на грани провала, которого так и не происходит. Чего в книге больше — политики или толстого карибского юмора, поди разбери. Но читается легко и приятно.


При большом желании можно рассматривать роман и как описание «оранжевой революции» по-чилийски. Вот только у чилийцев все происходит веселее, наряднее и беззаботнее, чем где-либо, несмотря на подлинную, совсем нешуточную «кровавость режима».


Первый тираж «Опасных приключений…» по личному приказанию самого Аугусто Пиночета был пущен под нож, а в Америке и Европе, наоборот, вызвал фурор. Напечатали роман еще в 1986-м. В прошлом году издательство New York Review of Books перевыпустило его в серии Classics. И вот только теперь «Литтин» вышел у нас. И если New York Review ориентировалось на американский рынок, то на что ориентировались наши издатели, одному Богу известно. А с другой стороны, какая разница? Если вам симпатичны чилийские шутки и авантюрно-шпионские страсти в одном флаконе, смело берите книжку с собой, направляясь на отдых или в командировку. Настроение точно поднимет.

Евгений Белжеларский

"Итоги"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе