Необыкновенные приключения Александра Ф. Скляра в стихах и прозе

В книге рок-музыканта спрятано несколько песен, обнародовать которые он пока не спешит

Александр Ф. Скляр занимает в российской культурной картине интересное пространство. С одной стороны, он — облаченный во фрак денди, собирающий зал Международного дома музыки с программой песен Вертинского, с другой — немало людей еще отчетливо помнят его затянутым в кожу пропагандистом тяжелой, альтернативной музыки, и для этих своих поклонников со сцены небольших клубов он нередко играет то, что им по душе.

Для Скляра это нормально. Чего стоит один путь «из дипломатов в рок-н-ролльщики» (музыкант закончил «корейское» отделение МГИМО) и целый красочный спектр музыкальных путешествий автора книги — дорогами панк-рока, городского романса, шансона и тромбон-шоу на музыку Утесова.

Скляр удивительно мобилен. Еще во времена группы «Ва-Банкъ» он параллельно работал сольно, загуливая по путям «цыганского рок-н-ролла» и выискивая пути «по направлению к танго».

Собственно, большинство из представленных здесь стихотворений — это тексты песен, в разные годы выходившие на пластинках группы «Ва-Банкъ» и в сольных работах Скляра. В качестве предисловия использовано эссе, когда-то написанное наставником и товарищем автора — Евгением Головиным, поэтом, писателем, эзотериком, личностью уникальной и загадочной. Уместен и эпиграф из «Эльдорадо» Эдгара По, зазывающий в Эльдорадо рок-н-ролльное, больше напоминающее кэрролловское Зазеркалье.

В книге Скляр не придерживается альбомной хронологии, предпочитая дробить стихи-тексты на части — «Слово и дело», «Песни судьбы», «Красители Луны», «Ведьмы и стервы», «Босиком по луне». Кто-то узнает в них названия песен, а иногда и целых альбомов, но на деле это условность.

Скляр явно призывает своего читателя попробовать свои стихи на прочность — какие из них выдержат проверку на поэтическую самодостаточность, насколько они смогут существовать вне его баритонально-басового тембра и группы. В текстах книги где-то спрятаны и несколько песен. Уже готовые, обнародовать которые Александр Феликсович пока не спешит.

Совсем неожиданным сюрпризом выглядит прозаический блок книги. То есть небольшой группе друзей автор (в тандеме с писателем Романом Канушкниным) был известен как автор детских книжек про Петровича и Патапума, но сразу несколько больших произведений — эссе «Дедушкины часы», рассказ «Вася-совесть» и незавершенную творческую биография «Моя жизнь» — Скляр представляет на суд публики впервые.

«Дедушкины часы» вполне подошли бы для какого-нибудь умного глянца. «Вася-совесть» — захватывающая попытка рассказать судьбу героя сразу нескольких песен Скляра. Кстати, сам Вася — благородный криминальный герой-одиночка — впервые всплыл в рассказе Виктора Пелевина «Нижняя тундра», ставшего основой для одноименного альбома «Ва-Банкъ». Этой группе посвящены воспоминания «Моя жизнь».

Когда-то некое издательство, знающее Скляра как талантливого рассказчика, попросило его повспоминать свои первые творческие шаги, после чего кануло в Лету. Результатом несостоявшегося сотрудничества стала пухлая папка рукописных листков, которая, благодаря неизменному перфекционизму автора, осталась лежать до лучших времен.

«Моя жизнь» — документальная история московского мальчишки, последовательно идущего к своей цели — стать рок-артистом, во времена, когда об этой профессии только начинали мечтать. Мальчишка добился чего хотел, последовательно получив концерты, студии, признание поклонников, но главное — счастье заниматься любимым, хотя не всегда благодарным делом. История становления артиста Александра Ф. Скляра обрывается на самом интересном месте. Потому что заканчивать ее рано, можно только уверенно продолжать.

Алексей Певчев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе