Негасимый огонь души

Восемьдесят лет, что ни говорите, возраст солидный. Редко кто отважится махнуть рукой: «Мои года - мое богатство». Разве что в шутку, отгораживаясь от назойливых поздравлений и нелепых вопросов.Вот и Владимир Александрович Лебедев, один из старейших ярославских писателей, которому 5 августа исполнилось восемьдесят, не теряет присутствия духа.


Впрочем, в унынии я его никогда не видел: всегда бодр, энергичен, живо интересуется всем, что происходит «в мире и его окрестностях», особенно в писательском сообществе. Заинтересованно реагирует на каждое сообщение, не оставляя без внимания ни малейшей детали, вдаваясь во все подробности. При этом никого не ругает, не ставит оценок, не вешает ярлыки.


Замечал за собой не раз: поговорю с учителем, и на душе становится легче, в голове проясняется, проблема уходит сама собой. Но делается неловко: перед писателем - за отвлечение, перед собой - за недомыслие. Утешение одно - очередной урок пошел впрок.


Говоря, что Владимир Александрович бодр и энергичен, я не покривил душой. Именно таким он мне видится до сих пор и при встречах, и во время телефонных разговоров. Передвигаясь с помощью ходунков, он неизменно подшучивает над собой, иронизирует, не забывая при этом задавать не-


ожиданные и главные вопросы. И всегда читает стихи - свои или кого-то из классиков. Иногда «случайно находит в своем архиве» рукописи молодых сочинителей тридцатилетней давности, с гордостью говоря: «Я тогда еще сказал, это - поэт!»


Оптимизм профессионального литератора с полувековым стажем поражает. Он и свою «ссылку» в Марьинский пансионат под Туношной воспринимает с юмором, за которым едва проглядывает легкая печаль и грусть. Впрочем, это мне, может, только кажется.


Мужественный и честный человек, поэт Владимир Лебедев и в творчестве остается верен своим убеждениям и принципам. Вряд ли кто сравнится с ним по смелости и открытости в написании так называемых социальных стихов. Его гражданская лирика, бьющая наотмашь сатира далеко не всем по вкусу. Не нравятся нынешнему режиму его острые публицистические стихи и очерки, не по нутру правда в глаза. Поэтому не он, а «верные и проверенные, лояльные и послушные» получают премии, звания и медали. Правда, не нуждается в этих «почестях» русский писатель, писатель-патриот. Машет рукой: «Быть знаменитым некрасиво…»


Так-то оно так, но подмывает спросить - дано ли нам право забывать, проходить мимо, отворачиваться от человека, прославившего ярославскую словесность, вошедшего при жизни в разряд классиков отечественной литературы? Воздано ли по заслугам тому, кто стоял у истоков образования писательской организации, имеющему за плечами громадный творческий опыт, автору множества замечательных книг, воспитавшему, поставившему на крыло не один десяток молодых поэтов и прозаиков?


Помнится, свое семидесятипятилетие Лебедев отметил выпуском книги «Зори и зарева» в ярославском издательстве «ЛИЯ», куда вошли стихи, очерки, переводы, сатира и юмор. Достойная книга большого писателя! Но она - последняя, которую удалось издать.


В первой части книги «Зори и зарева» - стихи, баллады, поэтические этюды, притчи. А эпиграфом к этому разделу, как, впрочем, и ко всей книге, я бы предложил слова самого автора из стихотворения «Моя судьба»:


Гадает осторожность


взаперти,


Крикливость на словах


готова к бою…


Я рад, что им со мной


не по пути, -


Ведь обречен я быть самим


 собою!


«Станционный буфет» - так именуется раздел сатиры и юмора, где грань между этими понятиями частенько едва ощутима, а слова классика: «Все это было бы смешно, / когда бы не было так грустно» - точное ему определение.


За нашей жизнью бурною


 спеша,


Раскроем новым


праздникам ворота:


Позвольте вас поздравить


с «Днем бомжа»!


С «Днем наркомана»!


С «Праздником банкрота»!


Из стихотворения «Праздники».


Убежден, никого не оставит равнодушным заключительная часть книги «Их жизнь - поэзия». Это литературные очерки о жизни и творчестве выдающихся наших земляков-ярославцев, великих русских писателей И. З. Сурикова, Л. Н. Трефолева, А. А. Суркова, Л. И. Ошанина, М. С. Лисянского. С последними тремя Владимира Александровича связывали тесное творческое сотрудничество и крепкая мужская дружба.


Заканчивая разговор об авторе и его книге, вновь обращусь к словам из предисловия: «В творчестве писателя просматривается характер его времени - суровый, непреклонный и героический. Владимир Лебедев никому не навязывает своих взглядов и мнений. И сам свободен от чужеродных влияний. Он просто пишет так, как диктуют ему собственная совесть и многолетний жизненный опыт».


Доброго здоровья и оптимизма, русский писатель!


ПРОСВЕЩЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК


В антенной чаще заблудился век,


Подстать наивному богатырю.


Я - самый просвещенный человек,


Поскольку телевизор не смотрю.


Не потому ль в квартире у меня


Такой покой, такая тишина? -


Не травит сердце злая беготня,


Не голосит рекламная шпана.


Здесь не страшны изломы лживых


 призм,


Что превращают жизнь


в кошмарный сон,


Бессилен даже кинотерроризм,


Хоть он и в Голливуде оснащен.


Здесь испаренья долларовых рек


Не разъедают ржавчиной зарю…


Я самый защищенный человек,


Поскольку телевизор не смотрю.


Здесь Мисс порнуха, нагло хохоча,


Не подвернет с экрана вислый зад…


Лишь у иконы теплится свеча


Да чеховской теплынью дышит


сад.


К раскрытой книге снова я приник


И только с ней, заветною, вдвоем


Я понял, как прекрасен наш язык,


Когда картавых букв не слышно


в нем.


Но все ж я верю, что настанет срок


И снова телевизор я включу.


Ох, как рванет веселый ветерок! -


И выдует и моль, и саранчу,


Развеет чад разбойничьей пальбы,


Весенним ливнем смоет гнусный


 грим…


О, ветер возродившейся судьбы,


Ты так свежо взмахнешь крылом


своим!


И прояснится утренний экран,


И подарит раздумья, смех и грусть,


И даже предки, выглянув из рам,


Беззвучно умилятся: «Это - Русь!»…


Владимир ЛЕБЕДЕВ

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе