Лев Толстой: кинохроника

Знаменитые кадры, снятые предтечей нынешних папарацци Александром Дранковым из засады

Лев Толстой. Кадры кинохроники и документальный фильм

Документальный фильм о последних днях и кончине Льва Толстого. Вторая половина фильма включает фрагменты кинохроники, запечатлевшей великого писателя. 

В начале XX века, когда русский кинематограф набирал обороты, в России, да и в Европе тоже, мало было людей популярнее Льва Толстого. Поклонники, ходоки, фотографы и журналисты осаждали Ясную Поляну. Результатом стали многочисленные фотографии и аудиозаписи Толстого, читающего свои рассказы и письма. Однако к кинематографу писатель относился с предубеждением. Показать миру живого Толстого удалось только в 1908 году; автором знаменитых теперь кадров кинохроники, где классик запечатлен в Ясной Поляне, стал предтеча современных папарацци Александр Осипович Дранков. Как пишет киновед Валентина Рогова, свои первые кадры, на которых Толстой выходит из заснеженного леса и идет на зрителя (ими заканчивается ролик), Дранков снял через щелку из засады, спрятавшись в уборной яснополянского парка. Благодаря дерзкому охотнику за сенсациями мы можем ровно сто лет спустя увидеть бесценное историческое свидетельство. Впоследствии Дранкову удалось подружиться с Софьей Андреевной и произвести съемки уже с позволения Толстого. В результате, например, появились кадры, на которых писатель пилит дрова.

А вот другая пленка того же автора:

Больной гр. Л.Н. Толстой у себя на балконе в день юбилея (фот. А. Дранков)

Дело происходит в 1908 году. Видно, что хроникера еще не подпускают к писателю близко: приходится снимать его домашних (не тогда ли Дранков отсиживался в уборной?). Софья Андреевна, дочери Толстого, В.Г. Чертков (близкий друг писателя, в титрах ошибочно, видимо, названный Г. Чертковым). Самого писателя показывают только на несколько секунд: Толстой болен, сидит в кресле, Софья Андреевна поправляет ему подушки. Возможно, именно из-за некоторой спонтанности съемки писатель не похож здесь, в отличие от предыдущих отрывков, на оживший памятник самому себе — при всех технических несовершенствах пленки она передает живой и естественный образ Толстого. 

Ускоренная съемка, заставляющая Софью Андреевну метаться по саду, и титры в телеграфном стиле создают несколько карикатурное впечатление: вспоминается знаменитая фраза Ильфа и Петрова, использованная в романе «Золотой теленок» и позже вошедшая в поговорку: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». В действительности таков был текст телеграммы, отправленной из Ясной Поляны 3 ноября 1910 года, после ухода Льва Толстого, корреспондентом газеты «Речь» Н.Е. Эфросом. Узнав об уходе мужа, Софья Андреевна, которая и прежде неоднократно угрожала самоубийством, действительно пыталась броситься в пруд. К счастью, графине помешали, и она еще успела попрощаться с Толстым на станции Астапово. 

 

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе