И правильный, и молодой

Девятую Литературную премию Александра Солженицына получил Алексей Варламов «за тонкое исследование в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире; за осмысление путей русской литературы ХХ века в жанре писательских биографий».

Алексей Варламов родился в 1963 году в Москве, в 1985 закончил филологический факультет МГУ, как прозаик дебютировал в 1987 (журнал «Октябрь»), первую книгу — «Дом в Остожье» — выпустил в 1990 (М.: Молодая гвардия). На протяжении полутора десятилетий его рассказы, повести, романы с завидной регулярностью публиковались в весьма различных журналах («Знамя», «Юность», «Грани», «Лепта», «Литературная учеба» и др.); в последнее время Варламов особенно охотно печатается в «Москве», сохраняя, впрочем, добрые связи с «Октябрем» и «Новым миром». Он дважды (1995, 1997) становился лауреатом годовых премий «Октября», а за напечатанную «Новым миром» повесть «Рождение» (1995) удостоился первого «Антибукера».

Работает писатель в самых разных жанрах: от лирических рассказов (часто стилизованных в мемуарном духе) до авантюрно-политического повествования («Одиннадцатое сентября»), от романов-притч («Лох», «Затонувший ковчег») до истории собственного духовного становления («Купавна»). Неизменными во всех сочинениях Варламова остаются его чуть стилизованный под «благородную старину» (скорее под Шмелева и Зайцева, чем под Лескова и Тургенева) мягкий повествовательный слог, сочувствие к робкому и душевно светлому «маленькому человеку» (которому так худо живется среди постперестроечных рвачей и карьеристов), ненавязчивая, но ощутимая символика (часто — религиозная), аккуратный психологизм, умиротворенные пейзажи и прочие признаки качественного традиционного письма (как положено, не исключающего точно дозированных элементов фантастики и гротеска). Видимо поэтому проза Варламова никогда не вызывала напряженных дискуссий. Подавляющее большинство литературного сообщества относится к писателю со спокойным благоволением. К немногим исключениям относится автор этих строк, жестко нападавший на повесть «Рождение» и скептически оценивавший «идеологические» романы Варламова. Мнения об этих сочинениях я не переменил и сейчас, но полагаю должным отметить: у Варламова есть несомненно изящные рассказы и небольшие повести (например, если говорить о вещах новейших, «Вальдес» — «Новый мир», 2005, № 2; подборка в № 7 «Октября» за 2004 год, открывающаяся превосходным рассказом «Чоловик»), а его специально отмеченная жюри солженицынской премии работа в биографическом жанре (книги о Михаиле Пришвине и Александре Грине в серии «ЖЗЛ»; здесь же скоро должна появиться книга об Алексее Николаевиче Толстом, журнальный вариант которой — «Красный шут» — уже напечатан «Москвой» — 2005, № 6–8) заслуживает всяческого одобрения.

Варламов — второй прозаик, получающий «полную» премию Александра Солженицына (первым был Валентин Распутин — 2000; Константин Воробьев и Евгений Носов в 2001 году, Леонид Бородин — в 2002-м — удостоились лишь премий «половинных»). Варламов — первый (если не считать актера Евгения Миронова, удостоенного награды за исполнение роли князя Мышкина в телеромане «Идиот») молодой «солженицынский» лауреат. Можно по-разному оценивать нынешний выбор жюри (в него наряду с основателем премии входят Наталья Солженицына, Людмила Сараскина, Валентин Непомнящий, Никита Струве, Борис Любимов и Павел Басинский, давний убежденный и верный сочувственник, истолкователь и апологет прозы Варламова), но нельзя счесть его невнятным или случайным.

Андрей Немзер

07.03.2006.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе