Деревянный век русской литературы

О наспех сколоченном книжном рынке, продажах ради продаж, литературных поделках и безнадежном отставании России в западной гонке интеллектов.


Девятый выпуск газеты «Культура» от 24 сентября 2020 года всецело был посвящен русской литературе. На тридцати полосах уместилось более двух десятков сердитых статей, как правило, с резкими заголовками, вопросительными знаками или отчаянной констатацией.


Откажемся ли мы от русской литературы? Когда в России появится качественное массовое чтение? Сегодняшний день — не то чтобы не Золотой век, но даже и не деревянный... Такой концентрации критического внимания на одну тему не было, пожалуй, со времен публикации «Философских писем» Чаадаева. В большинстве откликов — горечь от настоящего, озабоченность от будущего, опасение, не начнем ли мы скоро «мычать»...

С некоторыми тезисами трудно не согласиться. Например, многолетнее господство «главной богини» масскульта Дарьи Донцовой — наглядный пример измельчания, а ведь не так давно эту нишу занимали романы Валентина Пикуля, Юлиана Семенова или Агаты Кристи. Или — с высказыванием «последнего советского писателя» Юрия Полякова, сетующего на низкий уровень текстов и отсутствие редактуры, «грантократию» и премиальные системы, отмечающие беспомощные тексты, которые отвечают трем основополагающим требованиям: «антисоветизм (откровенный), русофобия (чаще полускрытая) и антитрадиционализм (скорее, декларативный)».

«Культура» подняла важную тему взаимодействий цифры и слова, магистральную в отечественной и мировой прессе. Да, слово и цифра — два главных инструмента описания мира. Но в связи с тем, что цифра становится все более агрессивной, отвоевывает пространство у логоса, человечество может оказаться в беде. Чудовищный переизбыток информации при отсутствии грамотного управления перегружает мозг, который выбирает путь наименьшего сопротивления. Человек цифры выбирает не классический роман, часто вообще не текст — картинку, фото, видео, неизменно теряя навыки работы со словом, способы познания мира. Надо ясно понимать, что, отказываясь от традиционных представлений о качестве литературного текста, подчиняя слово цифре, утверждает главный редактор Петр Власов, мы заодно отказываемся от более сложной и глубокой формы человеческого бытия, от осмысленного, ясного мировоззрения, поэтапного совершенствования нашего ума.

Очень своевременно высказывание издателя и переводчика Юрия Крылова, который поднимает проблему «книгоделателей» и со знанием дела рисует роль и место автора в литературном процессе. Его критерии жесткие: «Если на литератора влияет книжный рынок, значит, это бездарный литератор».

«Литература — это не способ заработка». В России есть от силы десять человек, которые своими книгами зарабатывают себе на жизнь. Поясняя природу их успеха, Крылов называет «Редакцию Елены Шубиной» не литературной инстанцией, а коммерческим предприятием. Раздражение от «кривого» рынка Крылов переносит на опыт советской книги, называя его «истерикой», имея в виду, что тогда «литература была значимым и действенным инструментом идеологии». Нет ни малейших возражений, когда он пишет: «Я не буду исследовать государство посредством литературы, мне интересно исследовать себя и свое место в государстве…»

Не удержусь в подтверждение этого рассуждения: проза Василя Быкова, Чингиза Айтматова, Виктора Астафьева, Василия Шукшина, Юрия Казакова, Валентина Распутина всецело отвечает этому принципу. Список этот можно увеличить многократно. 

Печально другое — искусственное отчуждение интеллектуалов России от «исследования государства» приводит к тому, что уровень управления культурой и страной часто не выдерживает критики.

А что касается СССР... Книга была доступной, в любом городе и селе — от Камчатки до Калининграда — на полках магазинов находилась вся мировая классика: от Флобера и Диккенса, Теодора Драйзера и Джека Лондона, Жюля Верна и Бернарда Шоу.

Еще один аргумент: в РСФСР издавалось ровно в три раза больше книг, чем в сегодняшней демократической России. Две цифры: 435 миллионов книг издано в 2019 году и один миллиард 393 миллиона экземпляров — норматив середины 80-х годов прошлого века.

Так случилось, что в течение нескольких десятилетий мне приходится подписывать тысячи издательских договоров в «Молодой гвардии». В СССР двадцатилистовая книга обеспечивала автору гонорар на год-два безбедной жизни. Избранное или собрание сочинений в 3–5 томов делали писателя житейски независимым на десятилетия. Социальный статус писателей был заметно выше чиновников, они получали высшие награды Советского Союза и места в высшей иерархии. Известна шутка Расула Гамзатова, члена Президиума Верховного Совета СССР, к которому обратилась девушка из секретариата и спросила, не хочет ли он послать телеграмму? Тут же на бланке с гербами СССР появился текст дорогой супруге Патимат: «Сижу в Президиуме, а счастья нет!» Результат сталинской и послесталинской культурной инженерии известен: за годы советской власти выросли поколения писателей, давших стране и миру литературу высочайшей пробы.

Итак, зная, что гуманитарии, как правило, реже выступают в качестве управленцев, попробуем вместе осмыслить положение дел с русской книгой и литературой, определить иерархию проблем в управлении рынком, книготорговлей, библиотечным делом, их связь с образовательными учреждениями и школой.

Скажу сразу, никакого целеполагания этой важной сферы не существует. Попытки специалистов Книжной палаты прояснить вопрос закончились ничем. Рынок, сколоченный наспех, имеет в основе простейший принцип — право существовать и приносить прибыль, продавая то, что продается. Поэтому национальные интересы государства и общества в серьезной художественной литературе, научной и научно-популярной книге не артикулируются, а рынок реагирует лишь на потребности частных лиц.

Отсюда происходит перекос в сторону перепроизводства женских романов, криминальных и любовных историй, разного рода литературных поделок. В прессе мелькнул факт, что годовой тираж Дарьи Донцовой однажды превысил четыре миллиона экземпляров. И это оказалось в три раза больше, чем тираж всех отечественных книг в разделе «Общественные науки».

Впрочем, к произведениям Донцовой следует относиться уважительно. Еще Карамзин писал: «Не знаю, как другие, а я радуюсь, лишь бы читали! И романы самые посредственные, даже без всякого таланта писанные, способствуют некоторым образом просвещению». А Иосиф Бродский восклицал: «Главное, чтоб читали! Хотя бы телефонный справочник!» О древнейшей миссии книги — просветительстве, глубоком познании истории, пополнении нравственного потенциала разных поколений — приходится думать менее всего. Литература такого рода существует, но она, не имея на рынке какой-либо поддержки, занимает незначительную нишу.

Другая проблема в том, что 90% книг выпускаются в Москве и Петербурге и здесь же «потребляются». Провинциальная Россия, включая 39–40 миллионов сельского населения, получает книгу по остаточному принципу. А, учитывая грядущее уменьшение численности населения, надо сделать так, чтобы каждый мальчик и девочка на селе имели счастье стать читателем с раннего детства.
Именно неразвитость книжного рынка, несоответствие его объемов масштабам страны и тем задачам, что стоят перед Россией в ХХI веке, не только предопределяют ситуацию в отечественной литературе и культуре, но и создают угрозу всему нашему развитию.

После коллапса девяностых рынок реанимировался, кое-как встал на ноги, но с 2008 года отрасль неуклонно сокращалась, к 2019 году средний тираж одной книги уменьшился на 40%. Половина книг имеют тиражи до 500 экземпляров, типичный тираж сегодня две-три тысячи. У нас школ сорок тысяч и примерно столько же библиотек. На душу населения приходится 2,9 книги (в 2008-м было 5,5). Это, правда, чуть лучше, чем в царской России более чем столетней давности. А в порицаемом сейчас СССР на душу населения приходилось девять книг. Но то ли еще будет. Судить о результатах пандемийного 2020-го пока просто невозможно...

Обществу и стране не хватает государственной программы развития российской книги, компенсирующей недостатки самодеятельного рынка; обозначения четких параметров количества и качества. 
 
А ведь подобный опыт есть в ряде стран — Финляндии, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии. Там созданы национальные программы поддержки книги и чтения, обеспеченные государственным финансированием.

Во всем мире поняли: движение в будущее определяется не природными ресурсами, а инновациями, вложениями в человека, стимулированием развития мысли. Неудивительно, что в Японии выпускается 11 книг на душу населения, в Израиле — семь. Наше правительство обещает семь книг только через десять лет. Если мы продолжим молиться на рынок, будем отставать и дальше. А речь идет, по сути, об интеллекте нации. Сложность задач, стоящих перед Россией ХХI века, предполагает совсем иной, предельно высокий статус книги.

Указ президента от 7 мая 2018 года определил 12 направлений стратегического развития на шесть лет вперед, среди них — задача войти в пятерку лучших стран мира в научной сфере. Понятно, что COVID-19 сдвигает все сроки. Нужны капвложения в книгу — как в танк «Армата», в гиперзвуковое оружие или атомные субмарины нового поколения. Всемирная интеллектуальная гонка в науке, военной сфере, во всех ключевых областях идет полным ходом. Ведь противостояние не только в супероружии, оно перешло в область интеллекта, ума, борьбы мозга с мозгом.

Отечественное книгоиздание можно назвать миниатюрным по сравнению с западными странами. До пандемии наш оборот составил 77–80 миллиардов рублей. Сравним: хотя численность населения Германии составляет 60% от численности населения России, объем реализации там в восемь раз больше. Наше отставание опасно вдвойне, поскольку в странах Западной Европы прилагается множество усилий по созданию комфортных условий национальной книги, читай — во имя интеллекта нации.

У нас на производство книги установлена ставка НДС 10%, в странах Европейского союза — 5%, в ряде государств этот налог вообще отменен или существенно снижен. Для продвижения электронной книги в Германии — 7%, в Италии и Испании — по 4%, в Великобритании и Норвегии его нет. 

Объективные причины выживания России в неблагополучном мире требуют крутого поворота государства к книге, чтению, развитию литературы, а это действительно серьезные вложения.

У страны тысячи тяжелых забот, но профилактика опасного слабоумия должна быть на первом месте. Умница Ирина Одоевцева, автор книг «На берегах Невы» и «На берегах Сены» писала: «Чтение настоящей литературы, высокохудожественных воспоминаний, биографических повествований есть освежение душ. Это лекарство против ограниченности, самодовольства, нравственного тупика. Таблетка от тупости…» Лучше не скажешь. 

Автор
Валентин ЮРКИН, генеральный директор издательства «Молодая гвардия»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе