Д.А.Пригов. Избранное

Народ с одной понятен стороны
С другой же стороны он непонятен
И все зависит от того, с какой зайдешь ты стороны -
С той, что понятен он, иль с той, что непонятен

А ты ему с любой понятен стороны
Или с любой ему ты непонятен
Ты окружен, и у тебя нет стороны
Чтоб ты понятен был, с другой же - непонятен 

* * *

Выходит слесарь в зимний двор
Глядит: а двор уже весенний
Вот так же как и он теперь -
Был школьник, а теперь он - слесарь

А дальше больше - дальше смерть
А перед тем - преклонный возраст
А перед тем, а перед тем
А перед тем - как есть он, слесарь

1978

 

* * *

Какой характер переменчивый у волка -
Сначала он, я помню, был вредитель
Стал санитаром леса ненадолго
И вот опять - тот самый же вредитель

Так человек - предатель и вредитель
Потом попутчик, временный приятель
Потом опять - предатель и вредитель
Потом опять - вредитель и предатель

 

* * *

Гибралтарский перешеек
С незапамятных времен
Неотъемлемою частью
Родины моей являлся
А потом пришли авары
И вандалы и хунза
Незаконно овладели
И владеют до сих пор

Но наступит справедливость
И свободные народы
Гибралтарского прошейка
С Родиной воссоединятся

 

* * *

Нам нет прямой причины умирать
Да, но и жить нам нет прямого смысла
Отчизна лишь исполненная смысла
Положит нам - где жить, где умирать

Но лишь до той поры, где Бог вступает
Отчизну он рукой отодвигает
И жить как умирать нам полагает
Не положив вчистую умирать

 

* * *

Пора подступает пуста и нежна
Когда что ни день - то отвага нужна

Но всюду такой поселился Восток
Он знает один окончательный срок

А я на две части делю пустоту
На нежную эту, на страшную ту

 

* * *

Наша жизнь кончается
Вон у того столба
А ваша где кончается?
Ах, ваша навсегда
Поздравляем с вашей жизнью!
Как прекрасна ваша жизнь!
А как прекрасна - мы не знаем
Поскольку наша кончилась уже

1981

 

* * *

Вот стенами отградился
Понавесил сверху крыш
Заперся, уединился
И позорное творишь

И не видишь, и не слышишь
Что оттуда твое позор
Виден, словно сняли крышу
И глядят тебя в упор

Поднял очи - Боже правый!
Иль преступному бежать
Иль штаны сперва заправить
Или труп сперва убрать

 

* * *

Изнемогая изнемог
Он от картины внешней жизни
Но он подумал: дал ведь Бог
Картину внутренней нам жизни

Она прозрачна и чиста
Картина внутренней нам жизни
Он заглянул - но внешней жизни
Отображенье он увидел

 

Из цикла "Апофеоз милицанера" (1978)

 

* * *

Нет, он не сам собой явился
Но его образ жил как ген
И в исторический момент
В Милицанера воплотился

О, древний корень в нем какой!
От дней сплошного Сотворенья
Через Платоновы прозренья
До наших Величавых дней

 

* * *

Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внукова простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И Центр, где стоит Милицанер -
Взгляд на него отвсюду открывается
Отвсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
И с Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
И с-под земли...
Да он и не скрывается.

1976

 

* * *

Милицанер гуляет в парке
Осенней позднею порой
И над покрытой головой
Входной бледнеет небо аркой

И будущее так неложно
Является среди аллей
Когда его исчезнет должность
Среди осмысленных людей

Когда мундир не нужен будет
Ни кобура, ни револьвер
И станут братия все люди
И каждый - Милиционер

1978

 

* * *

В буфете Дома Литераторов
Пьет пиво Милиционер
Пьет на обычный свой манер,
Не видя даже литераторов

Они же смотрят на него.
Вокруг него светло и пусто,
И все их разные искусства
При нем не значат ничего

Он представляет собой Жизнь,
Явившуюся в форме Долга.
Жизнь кратка, а Искусство долго.
И в схватке побеждает Жизнь.

1978

 

* * *

Звезда стоит на небе чистом
За нею - тьма, пред нею - сонм
И время ходит колесом
Преобразованное в числа

Сквозь воронку вниз стекает
В тот центр единицы мер
Где на посту Милицанер
Стоит и глаза не спускает

 

* * *

Нет, он совсем не офицер
Не в бранных подвигах лучистых
Но он простой Милицанер
Гражданственности Гений Чистый

Когда проснулась и взошла
В людях гражданственности сила
То от природности она
Милицанером оградилась
И это камень на котором
Закон противопоставлен Силе

 

* * *

Пока он на посту стоял,
Здесь вымахало поле маков,
Но потому здесь поле маков,
Что там он на посту стоял
Когда же он, Милицанер,
В свободный день с утра проснется,
То в поле выйдет и цветка
Он ласково крылом коснется.

1978

 

Из цикла "Он" (1978)

 

* * *

Он через левое плечо
Взглянул - себя лисой увидел
И через правое плечо
Взглянул - себя совой увидел

Он весь напрягся и опять
Себя самим собой увидел
И ускакали они в лес
Он сам же в городе остался

 

* * *

Он в лес идет после работы
Наверно чтобы посмотреть
И лес над корнем приподнявшись
Идет за ним чтоб посмотреть

Его доводит до подъезда
И словно облако стоит
Когда ж в квартиру он поднялся -
К седьмому этажу летит

 

* * *

Он вспомнил о дальнем но главном
О родине вспомнил своей
Привиделись свет и пространство
И блики знакомых людей

Он двинулся в том направленьи
И в стенку ударился лбом
И это родство и знакомство
С тех пор узнает он в любом

 

* * *

Вот могут, скажем ли, литовцы
Латышцы разные, эстонцы
Россию как родную мать
Глубоко в сердце воспринять
Чтобы любовь была большая?

Конечно, могут, кто мешает...

1983

 

Терроризм с человеческим лицом (фрагменты)
(1981)

 

* * *

Женщина в метро меня лягнула
Ну, пихаться - там куда ни шло
Здесь же она явно перегнула
Палку, и все дело перешло
В ранг ненужно-личных отношений
Я, естественно, в ответ лягнул
Но и тут же попросил прощенья -
Просто я как личность выше был

 

* * *

Вот бронзовый, Пушкин, и глупый стоишь
А был уж как хитрый ты очень
А я вот живой, между прочим
А я вот по улице Горького
Гуляю и думаю: Ишь!
Забрался на цоколь гранитный
Поэзией руководишь!
А вот как ужасную бомбу
На город Москву опустить
Погибнут тут все до единого
И некем руководить

 

* * *

На Западе террористы убивают людей
Либо из-за денег, либо из-за возвышенных идей

А у нас если и склонятся к такому -
Так по простой человеческой обиде или по злопамятству какому

Без всяких там денег, не прикидываясь борцом
И это будет терроризм с человеческим лицом

 

* * *

Наша жизнь кончается
Вон у того столба
А ваша где кончается?
Ах, ваша не кончается!
Ах, ваша навсегда!
Поздравляем с вашей жизнью!
Как прекрасна ваша жизнь!
А как прекрасна - мы не знаем
Поскольку наша кончилась уже

 

* * *

Человек сначала белый
Но под солнцем моментально -
Красный, после вовсе - черный
То же в плане социальном

Так законы человечьи
И природные законы
Вовсе не в противоречьи
А в согласии законном

 

* * *

Когда пройдут года и ныне дикий
Народ забудет многие дела
Страх обо мне пройдет по всей Руси великой
Ведь что писал! - Но правда ведь была!
То, что писал
Черт-те что писал
И страх какой
И правда ведь была
И страх пройдет по всей Руси великой

 

Описание предметов
(1979)

 

--------------------------------------------------------------------------------

Предуведомление

Задачей этого сборника было дать точное описание предметов с их портретной узнаваемостью, а также с целью их демистификации с привлечением всего многовекового социальнокультурно-духовного опыта человечества и последних научных данных.

В выборе предметов мы руководствовались принципом наибольшей значимости их и распространенности в социально-трудовой и бытовой практике человека. Выработанная нами система и методология описания позволит со временем продолжить труд и провести полную инвентаризацию окружающего мира.

--------------------------------------------------------------------------------

Обезьяна

Товарищи! Обезьяна является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека.

Она представляет собой абсолютно последний этап эволюции от прочего звериного мира к человеку. Размером от 20 мм до бесконечности в длину.

Изображается посредством сжатия руки в кулак с выдвиганием среднего пальца чуть вперед относительно прочих.

В быту используется как экспонат в зоопарке, для научных исследований, для обзывания и т.п.

Историческое возникновение обезьяны связывают с эволюцией последнего перед ней биологического вида в нее, что неверно, так как находят гораздо более ранних обезьян естественного происхождения.

Часто используют образ обезьяны как духовно-мистический символ случайности, обманчивости жизни, гримасы жизни, что абсолютно неверно с научной точки зрения, так как более правильным было бы считать представление об эфемерности жизни в виде майи - миражности реального мира.

Иногда ассоциируют образ обезьяны с образом перехода каждого, прогрессивного в свое время, социального класса в реакционный, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм регресса социального класса принципиально иной.

Из-за сложности определения абсолютно последнего этапа эволюции предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.

--------------------------------------------------------------------------------

Женщина

Товарищи! Женщина является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека.

Она представляет собой сумму идеальных качеств женственности. Размером от 20 мм до бесконечности в длину.

Изображается посредством установления двух пальцев на какую-либо поверхность.

В быту используется для любви, деторождения, домохозяйства, танцев и т. п.

Историческое возникновение женщины связывают с периодом возникновения человека, что неверно, так как находят гораздо более ранних женщин естественного происхождения.

Часто используют образ женщины как духовно-мистический символ любви, что абсолютно неверно с научной точки зрения, так как более правильным было бы считать представление о любви как о безличной всепоглощающей энергии.

Иногда ассоциируют образ женщины с образом аморфности народных масс, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм аморфности народных масс принципиально иной.

Из-за сложности достижения абсолютной женственности предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.

--------------------------------------------------------------------------------

Крест

Товарищи! Крест является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека.

Он представляет собой абсолютно перпендикулярное пересечение двух узких плоскостей. Размером от 20 мм до бесконечности в длину.

Изображается посредством перпендикулярного наложения друг на друга двух пальцев разных рук.

В быту используется для распятия, ношения на шее, укрепления на культовых сооружениях, сушки белья, изображения координат и т. п.

Историческое возникновение креста связывают с возникновением института права в древнем Риме и практикой пресечения преступлений, что неверно, так как находят гораздо более ранние кресты естественного происхождения.

Часто используют образ креста как духовно-мистический символ мирового древа, что абсолютно неверно с научной точки зрения, так как более правильным было бы считать столб символом мирового древа.

Иногда ассоциируют образ креста с образом пересечения индивидуальной воли и воли государства, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм взаимодействия личности и государства принципиально иной.

Из-за сложности достижения абсолютно перпендикулярного пересечения двух плоскостей предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.

--------------------------------------------------------------------------------

Подушка

Товарищи! Подушка является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека.

Она представляет собой два сшитых лоскута материи с внутренним наполнением при соблюдении точной меры между упругостью и проминаемостью. Размером от 20 мм до бесконечности в длину.

Изображается посредством наложения двух рук ладонями друг на друга.

В быту используется для подкладывания под голову, под локоть, под бок, под спину, под ягодицы и т. п.

Историческое возникновение подушки связывают с моментом классового расслоения первобытного общества, что неверно, так как находят гораздо более ранние подушки естественного происхождения.

Часто используют образ подушки как духовно-мистический символ женской половой энергии, женского полового органа или лона, что абсолютно неверно с научной точки зрения, так как более правильным было бы считать представление о земле как о женском лоне.

Иногда ассоциируют образ подушки с образом загнивания общества в пределах устаревших производственных отношений, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм взаимодействия производственных отношений и загнивания общества принципиально иной.

Из-за сложности достижения точной меры между проминаемостью и упругостью предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.

--------------------------------------------------------------------------------

Столб

Товарищи! Столб является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека.

Он представляет собой чистую цилиндрическую форму, установленную вертикально относительно земной поверхности. Размером от 20 мм до бесконечности в длину.

Изображается посредством одного пальца, направленного свободным концом вверх.

В быту используется для линий электропередач, в заборах, в воротах, посередине какого-либо места и т. п.

Историческое возникновение столба связывают с возникновением общинно-родового строя, что неверно, так как находят гораздо более ранние столбы естественного происхождения.

Часто используют образ столба как духовно-мистический символ мужской половой энергии фаллического плана, что абсолютно неверно с научной точки зрения, так как более правильным было бы считать представление об андрогинной механике половой энергии.

Иногда ассоциируют образ столба с образом роли личности в истории, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм роли личности в истории принципиально иной.

Из-за сложности достижения чистой цилиндрической формы и абсолютной перпендикулярности при установке предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.

----------------------------------------------

 

Картинки из частной и общественной жизни
(1979)

 

* * *

Стояли дни весенние
Но не сейчас - давно
Я был обычный юноша
Мечтал я о любви
И вот она случилася
Но не сейчас - давно
И я - давно не юноша
Давно не до любви
Но снова дни весенние
И кажется, спроси -
Я снова, снова юноша
Спроси меня, спроси!

 

* * *

Гамлет, мой миленький дружок
Что приключилось в королевстве?
Убийство, говоришь? - так если
Убийство - очень хорошо!
Так подними народных масс
Непобедимое восстанье
Они еще узнают нас!
Узнают, что такое - Пригов!
Когда сотрем их в порошок
И знамя красное воздвигнем
Вот так-то, Гамлет, мой дружок -
И вся интрига

 

* * *

Сижу я в зале ресторанном
Прислуживает человек
И думаю, как это странно
Ведь я ж советский человек
А вот сижу, как в древнем Риме
То унеси, подай мне то
Как все-таки неистребимо
В людях эксплуататорство

Два скульптора стоят перед стихией -
В их мастерской вдруг прорвало сортир
И жижа ползает между творений
Так в верхний мир ворвался нижний мир
Меж двух миров, обоим не ровня
Они стоят, не по себе им стало -
Вот верхний мир сорвется с пьедестала
И их расплющит столкновенье сил

 

* * *

Крыса в домике моем
Поселилась как хозяйка
Что там ночью! - даже днем
Ходит, косится свирепо

Непонятная внутри
Словно страшный бог дикарский
Может две их, может три
Может там их многобожье

Подложу-ка я в ответ
Ей отравленное сало
Скушает - приму обет
Настоящему я Богу

 

* * *

Всего за полтора рубля
Проводишь целый день на юге
В соседстве ласковой подруги
Тоже за полтора рубля
В смысле - не стоимость подруги
А пребывание на юге
Ей стоит полтора рубля
А сколько стоит вам подруга -
То не зависит уж от юга

 

* * *

Малолетняя женщина бродит по пляжу
В окружении собственных женских частей
Только что объявившихся и для куражу
То потянется, то пробежится быстрей

И не знает она, что вот эти вот части
Приведут ее скоро бог знает куда
А пока они ей - для игры и для счастья
И пока еще даже чуть-чуть для стыда

 

* * *

Он в городе, кажется. Мирном
Ракетный простой офицер
В Москву он приехал по делу
И здесь полюбил не в пример

Но что он в Москве среди мирных
И занятых делом людей!
Война разве только случится -
Тогда он, конечно, герой

 

* * *

Словно в Замбии расист
С обагренными руками
И безумен и рысист
Я гонюсь за тараканом

Только пользы! - наши дни
Сочтены - пора признаться:
Где расправимся с одним
Там уж трое народятся

 

* * *

Бывает - рабочий, а чистый подлец
Бывает - художник, а честный, достойный
Бывает - член Политбюро, наконец
В отдельных поступках не очень достойный

Жизнь много сложней чем любой приговор
Какими же мерками мерить полезем
Когда бы всяк честный был столь же полезен
У нас не случился б про то разговор

 

Мария, Моряк, Пожарный, Еврей и Милицанер
(1980)

 

* * *

Дело к вечеру идет
Уже праздный и лукавый
Честный и трудолюбивый
Усмиряется народ

Да и ты, душа моя
Занятая слов слияньем
Уже дремлешь под влияньем
Своего веретена

Но не спи! Терзай себя
Беспокойными перстами
Вот народ - он завтра встанет
И правды потребует с тебя

 

* * *

Не прыгай Пригов супротив
Всеобщего прыжка
А то будет как в прошлый раз
Иль в позапрошлый раз
А что там было в прошлый раз?
И в позапрошлый раз?
А было то, что был прыжок
Всеобщего супротив

 

* * *

Конфеточку нарезывает он
И на хлеб кладет
О, деточка болезная
Послевоенных лет

Когда бы то увидел
Какой капиталист
То он при этом виде
Весь задрожал б как лист

Вот детка человечая
Насекомая на вид
Головкою овечею
Над сладостью дрожит

 

* * *

Вымою посуду -
Это я люблю
Это успокаивает
Злую кровь мою

Если бы не этот
Скромный жизненный путь
Быть бы мне убийцей
Иль вовсе кем-нибудь

Кем-нибудь с крылами
С огненным мечом
А так вымою посуду -
И снова ничего

 

* * *

А ну-ка, флейта, пыли средь и зноя
Подруга Первой Конной и Второй
Сыграй нам что-нибудь такое неземное
Что навсегда б взошло над головой

Сыграй-ка нам про воински забавы
Или про страшный подвиг трудовой
Заслушаются звери, встанут травы
И люди лягут на передовой

 

* * *

Пожарный - в Первой Конной служил
Милицанер - во Второй
Еврей комиссаром там памятным был
И в Первой и во Второй

Моряк же все время перебегал -
То в Первую, то во Вторую
Мария со знаменем шла впереди
Кожанка грудь обнимала тугую

Пронеслось все. Пожарный в подполье ушел
Моряк же дальше помчался
Еврей потихонечку отошел
Но где-то рядом остался

Мария же знамя и револьвер
Ремни и кожанку сняла
И передала их Милицанеру
Сама же на небо ушла

 

* * *

Восток - он все время на Запад глядит
А Запад - глядит на Восток
А кто это там посередке сидит? -
А это сидит СССР

Глядит он на Запад - сомненье берет
Глядит он тогда на Восток
Восток его тоже к себе не берет
Да не очень-то и нужен - Восток

Вот он на себя как на центр глядит
Он центр и есть - СССР
Восток на окраине где-то сидит
А Запад уж и вовсе - незачем

 

* * *

Когда умру: Вот - скажут - умер Пригов
А как живу - все слышу приговор:
Какой он - Пригов?! Этот Пригов - вор!
Он жизнь ворует для интригой

А что мои интриги, если взять -
Ну, дураком кого-то обозвать
Ну, попрекнуть Орлова дочкой
Все ж для других, а для себя - ни строчки

Дмитрий Александрович Пригов

Подборки произведений: "Русская виртуальная библиотека", "Zen.Ru"

Библиография Д.А. Пригова

Дмитрий Пригов в "Журнальном зале"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе