БОЛЬШИЕ ГОНКИ: Обнародован список «Национального бестселлера»

В негласной табели о рангах «Нацбест» входит в первую пятерку литературных премий. Не по сумме вознаграждения, она скромная, — по репутации в сообществе.

Литературная премия — сложный коктейль из дружеских связей, везения и вкусовщины.

Всего две недели назад, обозначив конец сезона, тихо финишировала премия «НОС», а накануне Дня всех влюбленных уже обнародован длинный список «Национального бестселлера», который традиционно открывает новый цикл. Самая претенциозная и наиболее демократичная литературные премии закольцовывают российский премиальный марафон. Прошлый год был бледноват, без очевидных лидеров. В нынешнем конкуренция будет жестче, это очевидно даже сейчас.

В негласной табели о рангах «Нацбест» входит в первую пятерку. Не по сумме вознаграждения, она скромная, — по репутации в сообществе. Заслужили. Ну и 12 лет — хороший возраст. Масштабом уступает набравшей обороты, но уже монотонной «Большой книге». Актуальнее и живее герметичного «Букера», которому никак не удается вернуть утраченный авторитет. «Нацбесту» невозможно не симпатизировать. Премия нескучная, с причудами и норовом. Старается не сваливаться в откровенный междусобойчик. Пытается включить в культурный оборот новые имена. Отчетливо питерская в пику московским. Исключительно вкусовая и одновременно проявляющая удивительную по нынешним временам терпимость. Становились финалистами и увенчивались лаврами даже те, кого организаторы на дух не переносят.

Принимает рукописи, и на этот раз урожай особенно обильный — больше полутора десятков.

Не брезгует самовыдвиженцами (сейчас их четверо). В конце концов, кому, как не автору, знать себе истинную цену. Ведь выдвинуть себя — заведомо сильно подставиться. Поощряет жанровые и стилистические риски. Любит выкинуть эффектный идеологический фортель.

Длинный список, с которого все начинается, формируют приглашенные оргкомитетом номинаторы — писатели, издатели, критики, редакторы, книготорговцы, литагенты… В 2013-м на старт вышли 50 человек и соответственно 46 произведений.

Здесь можно то, что в других премиях не приветствуется, даже такое несовпадение: в списке новый Лимонов (роман «В «Сырах») фигурирует трижды, «Книга греха» Платона Беседина и «Обращение в слух» Антона Понизовского — дважды. Каждый волен выдвигать того, кого считает нужным. Гадать, почему, не приходится — звоню и спрашиваю. Вариантов не так уж много: «это гениально», «очень сильные тексты», «надо засветить», «попросили, не могу отказать», «чтобы оно там было», «ну, ты же понимаешь…» Понимаю. Еще как понимаю. Премия — сложный коктейль из дружеских связей, везения, вкусовщины и многих других постоянных и переменных. Чтобы не оказаться в изоляции, надо участвовать. Даже в заведомо провальной ситуации. Даже когда книга совершенно не ложится в формат конкретной премии, необходимо ее присутствие хотя бы на начальной стадии. Это как заявление о намерениях: если вообще не номинировали, значит, выпал из контекста, оказался вне игры. Современному писателю, как и любому творческому человеку, нестерпимее всего оставаться незамеченным.

«Нацбест», вероятно, самая живая и персонифицированная из всех российских премий. У каждого деяния есть имя, фамилия и особое мнение, за которое можно ответить лично. Ясно, кто кого выдвигает, кто, как и за кого голосует. Если книгу предлагают Елена Шубина, Захар Прилепин, Борис Куприянов, Алексей Гордин или Мария Арбатова, значит, как минимум стоит обратить внимание.

Рецензии членов Большого жюри выкладываются на сайте, ознакомиться могут все желающие. Как в хорошей пьесе, интрига заключена в сюжете, за которым интересно наблюдать год за годом. И время выбрано тактически грамотно: все еще только-только раскачиваются, а они уже отстрелялись. Это важно. Премии у нас (да и не только у нас) раздают с оглядкой на конкурентов: нам чужого не надо! Лауреат «Нацбеста», скорее всего, не получит «Большую книгу» и точно останется без «Букера».

Правда, прозрачность и открытость не спасают от множества принципиальных проколов. «Нацбест» талантливо придуман и хорошо просчитан. Но вот результат почти всегда разочаровывает. Парадоксально, но премия с обязывающим девизом «Проснуться знаменитым!» и декларативным названием «Национальный бестселлер» «не сделала» ни одного настоящего национального бестселлера. Книги, о которой бы после церемонии награждения в «Астории» заговорили все. Это, разумеется, не относится к качеству произведений-лауреатов, они очень разные, порою исключительно достойные, иногда вопиюще необязательные. Но не бестселлеры! С другой стороны, «Нацбест» упорно не подтверждает в этом статусе реальных лидеров продвинутой читательской аудитории. Приближения случались, попаданий в яблочко не было. Может, стоит переименовать его в «Большие ожидания», и тогда все получится?

АВТОР: КЛАРИСА ПУЛЬСОН

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе