УЕДИНЕННЫЙ ПОШЕХОНЕЦ. Литературно-краеведческое приложение

МИТРОПОЛИТ-ЗОДЧИЙ ИОНА СЫСОЕВИЧ В 1652 году на место митрополита Ростовского и Ярославского патриархом Никоном был рукоположен архимандрит Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Иона III, который позднее получил прозвание Сысоевич. Время владычества нового митрополита пришлось на тяжелый период, когда в России еще чувствовались последствия Смутного времени.
После нашествия поляков почти полностью выгорел Ярославль вместе со всеми церквями и монастырями, которые в то время были выстроены в дереве. Потом был голод и мор. На своем новом поприще Иона Сысоевич развернул активное каменное строительство и вошел в историю как  любитель «благолепия церковного». Зодчие митрополита Ионы строили каменные храмы в разных городах и селениях Ярославской земли,  расписывали их внутренние стены новым типом росписи, получившей название альфрескового письма.  Впервые этот вид росписи по сырой штукатурке применили художники итальянской школы живописи.  За 39 лет своего владычества Иона Сысоевич выстроил в камне многие церкви и монастыри. Именно при нем город Ярославль обрел тот величественный вид, который сохранился до настоящего времени.

Будущий митрополит родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, недалеко от города Ростова Ярославского. Карьеру свою он начал в Угличе, в Воскресенском монастыре. Затем стал настоятелем Ростовского Белогостицкого Авраамиева монастыря. За потворство смуте, учиненной Никоном, Иона имел серьезный разговор с царем Алексеем Михайловичем, но смог убедить его в том, что сделал это исключительно под влиянием испуга после внезапного появления на кафедре Никона. В 1652 году Иона был рукоположен патриархом Никоном в митрополиты. На новом посту он развернул активную строительную деятельность в своей епархии. Это стало возможным благодаря тому, что в XVII веке Ростовский архиерейский дом обладал весьма значительными материальными средствами. В его ведении было свыше 16 тысяч крестьян и богатые вотчины в различных местностях России. Используя все эти средства, знаток и любитель строительства Иона Сысоевич начал украшать резиденцию Ростовских владык, Ростовский кремль. Около 1670 года на территории Ростовского кремля была построена церковь Воскресения Христова на «сводах». Позднее под этой церковью по приказу митрополита Арсения Мациевича были расписаны ворота. Построены церкви Иоанна Богослова и Григория Богослова, поновлен Спасо-Яковлевский монастырь. Самой выдающейся постройкой ростовских зодчих стала замечательная по своей одноярусной форме и особенной по подбору колоколов звонница Ростовского Успенского собора. На ней все колокола расположены в один ряд, а звон производится на три различных настроя по особым нотам. Когда к концу XVII века доходы Ростовского архиерейского дома стали сокращаться, приостановилось и строительство Ростовского кремля. Это было связано с переводом Ростовского архиерейского дома в Ярославль.

Для размещения новой объединенной Ростово-Ярославской епархии в городе Ярославле в 1690 году митрополитом Ионой Сысоевичем на берегу реки Волги  был построен каменный двух­этажный дом  с принадлежащими ему служебными помещениями. Рядом с домом возведена одноглавая каменная церковь на палатках во имя святителя Леонтия Ростовского, ее внутренние стены были расписаны альфреско. Посредством переходов она была соединена с архи­ерейским домом. В настоящее время сохранился только этот двух-этажный дом, который  известен ярославцам под названием Митрополичьи палаты. Здания флигелей и церкви, а также сами переходы уже не сохранились, но до сих пор на боковом фасаде здания видны  их элементы.

Находясь на ярославской кафедре, митрополит Иона Сысоевич приступил к каменному строительству в Ярославле. Одним из первых им был поновлен Ярославский Афанасьевский монастырь. До 1612 года все его здания были деревянными и сгорели во время пожара 1658 года. После этого при энергичном содействии митрополита была выстроена каменная церковь во имя Александрийских патриархов Афанасия и Кирилла с приделом Алексия, московского митрополита. В городе Ярославле этому монастырю принадлежала часовня в гостином дворе, постоялый двор за Волгой, несколько лавок и палаток. Во время екатериненских реформ, когда многие из малонаселенных монастырей были упразднены или преобразованы в церковные приходы, Афанасьевский монастырь еще числился на счету и к нему,  по сведениям Московской духовной дикастерии, были приписаны монастыри Любимского района: Вознесенский и Воскресенский на реке Обноре, Рождественский в Носкове и Рождественский на Соти.  В XVIII  веке в монастыре была открыта семинария, учрежденная митрополитом Ростовским и Ярославским Арсением. В настоящее время ансамбль Кирилло-Афанасьевского монастыря состоит из двух храмов: Кирилло-Афанасьевской и Спасо-Пробоинской церквей. В настоящее время там активно ведутся реставрационные работы.

Кроме Афанасьевского монастыря на средства Ионы Сысоевича, возможно, при участии мастеров его артели, в окрестностях города Ярославля был построен Смоленский монастырь, который сейчас находится недалеко от Шевелюхи в селе Смоленском. Другое его название - Смоленский монастырь, что

в бору. Предполагаемой датой его создания является 1642 год. Через семнадцать лет после его основания, в 1660 году, игуменом монастыря Гордеяном было написано письмо Ионе Сысоевичу с ходатайством о строительстве каменного храма в честь Смоленской иконы Богоматери. Дозволение это было получено, Иона собственноручно подтвердил строительство нового храма на территории монастыря, но освещен он был в честь Святой Троицы. В конце XVII - начале XVIII века этот монастырь был подворьем Толгского монастыря. В настоящее время от прежнего монастыря осталась только одна надвратная церковь, внутри которой сохранилась уникальная роспись конца XVII - начала XVIII века. Так, под сводом церкви есть изображение Бога Саваофа, а по стенам -

изображения ангельских чинов и первых христианских учителей, выполненные в стиле альфрескового письма, что весьма характерно для храмов эпохи Ионы Сысоевича. В настоящее время фрески требуют вмешательства художников-реставраторов. Интересно, что такое явление, как альфресковая роспись конца XVII - начала XVIII века, сохранилась в рядовом сельском храме. К деятельности Ионы Сысоевича в Ярославле еще приписывают строительство Введенской церкви на территории Толгского монастыря.

На территории города Ярославля и в его окрестностях существуют памятники архитектуры, которые можно отнести ко времени епископства на кафедре Ярославско-Ростовской епархии известного своей строительной деятельностью ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Многие из этих памятников сохранились в наше время и сейчас нуждаются в охране и реставрационных работах. С того времени уникальное явление альфрескового письма получило развитие на территории Ярославской области и просуществовало на протяжении всего XVIII века. Такими фресками были расписаны  стены Казанской церкви села Курба и многих других храмов города и области. Сейчас они  осыпаются, и, если не принять своевременных мер по их сохранению, мы потеряем памятники с этим  уникальным видом художественного искусства.

Сергей КРЫЛОВ.

Фото автора.

ЗАМОК И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

В этом году исполнилось 100 лет замку купца Никиты Понизовкина, расположенному в поселке Красный Профинтерн Некрасовского района. Это строение, с необычной для нашей среднерусской полосы архитектурой, обросло тайнами, загадками, легендами. Самая увлекательная и романтичная, конечно же, связана с несчастной любовью. Но об этом написано уже много, а сегодня мы спустимся с небес на землю и проследим историю создания этого удивительного сооружения.

КРЕПОСТЬ  В СТИЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЗАМКА

Дом Никиты Андреевича Понизовкина, который он строил для себя и своей семьи, до сих пор поражает воображение каждого, кто впервые видит его. Сооружение больше напоминает старинный замок. Не случайно особняк Никиты Понизовкина в народе  чаще так и называют  «замок». Но история его началась всего лишь около ста лет назад, в 1910 году, и тесно связана с родословием Понизовкиных.

В 1988 году ярославским искусствоведом Татьяной Евгеньевной Казакевич была подготовлена историческая справка «Дом Никиты Андреевича Понизовкина при бывшем Волжском химическом заводе». Обратимся к ее авторитетному мнению.

Проект дома  был заказан в западноевропейском псевдороманском стиле у модного в то время ярославского губернского инженера Николая Юрьевича Лермонтова. Никита Андреевич полностью ему доверял и мог на него положиться в вопросах прочности и добротности сооружения.

Дом возводился посредине крахмало-паточного завода. Он хорошо просматривается со стороны Волги пассажирами судов как мощная крепость в причудливом стиле, напоминающем французские замки. Не случайно в наших местах ходила легенда, что замок Никита Андреевич построил для любимой француженки. Якобы он познакомился с ней во Франции, безумно влюбился. Она согласилась выйти замуж за него только после того, как будет построен замок. Правда, эта красивая легенда оказалась только легендой. Недавно вышла книга Александра Геннадьевича Пенкина «Никиты Понизовкина сыновья. Из истории рода», где документально было доказано, что жена Никиты Понизовкина Роза Павловна Бурсиан родилась в городе Тула в семье обрусевших немцев.  По вероисповеданию - лютеранка. Окончила Мариинскую женскую гимназию в Ярославле. В 1908 году в деревне Тимохино обвенчалась с Никитой Андреевичем.

Строила дом строительная артель братьев Букетовых. Заказ был принят

2 мая 1910 года. Для дома было сделано бетонное основание. За постройкой постоянно следил архитектор или специально выделенный для этой цели человек.

Дом был готов через два года после начала постройки, отделан внутри лепниной и живописью. В 1912 году хозяин снабдил его новой мебелью.

ПЕРЕХОДЯ ИЗ ЗАЛА В ЗАЛ

Мы с вами входим в дом с юго-западной стороны, как и сто лет назад, и попадаем в Египетский зал с колоннами  в виде папируса. Посмотрите направо, и на стене вы увидите изображение богини Изиды - жены  бога Осириса. Она является великой защитницей Вселенной, покровительницей женщин.

Впереди на верху стены  изображены две кобры, обвившиеся вокруг диска. Змеи - Ноус и Логос - рядом с солнечным диском олицетворяют богинь, изгнавших врагов бога солнца Ра.

На дверях при входе был вырезан  жук-скоробей, сейчас он находится в музее в Вятском. Это жук-навозник, который катает шарики из навоза, откладывает свои яйца и таким образом размножается. Жук-скоробей - символ ученика по пути к мудрости. Размер его примерно 25 - 35 мм. Шарик - символ солнца.

Мы с вами поднимаемся по лестнице. Сейчас она не в таком прекрасном виде, как была раньше. Сохранился лепной греческий орнамент. Ее украшали 93 бронзовые балясины, она была покрыта красным ковром, уставлена кипарисами. Мы входим в просторный зал с пятью большими окнами. Это большое помещение спальни и будуара  (женской комнаты).

Хотелось бы рассказать о владельце этого особняка и кратко коснуться его родословной. Его дед Никита Петрович Понизовкин пришел вместе со своим братом Кузьмой из деревни Муханово Романово-Борисоглебского уезда (Тутаевского района) в наши края, а именно в деревню Дурково (современный Бор). Понизовкины были крепостными помещика Глебова-Стрешнева, у которого  во владении находились деревни Муханово и Дурково, поэтому братья и прибыли сюда. В 1839 году Никита Понизовкин построил небольшой паточный заводик. Это был сарай, состоящий из двух отделений: в первом перерабатывали картофель в крахмал, а во втором варили патоку. Брат в деревне Бор построил картофелетерочный завод. Заводы приносили доходы, и уже в 1846 году Никита Петрович выкупился из крепостных вместе со своим многочисленным семейством. Вторым сыном Никиты после Николая был Степан. Он был женат, но у него не было детей. Его контора находилась в Нижнем Новгороде. За ним шел Никифор, он тоже был женат, и детей у него не было. И только Андрей Никитич имел детей, которые впоследствии наследуют богатство, начатое их дедом. Это Андрей Андреевич, Никита Андре­евич - владелец этого замка,  Владимир Андреевич.

Патока, производимая Понизовкиными, была отменного качества, занимала призовые места на многих выставках. Понизовкины богатели. Никита Петрович стал купцом первой гильдии. В 1866 закончилось строительство Волжского химического завода, а в 1867 году Никита Петрович пропал, поехав из деревни Бор, где он проживал, в Ярославль на лечение. И что интересно, родственники его не искали. Существует версия, что Никита Петрович был старообрядцем  из секты бегунов. Наступил возраст, когда нужно было уходить в скиты.  Были слухи, что он умер и его закопали под яблоней. Эти слухи не лишены здравого смысла, так как очень часто старообрядцев не хоронили на кладбище, а могли закопать в сарае или в огороде. Все имущество Никиты Петровича перешло его супруге Анне Васильевне. Было создано товарищество «Никиты Понизовкина сыновья». Новым заводом на Волге, который начал работать в 1868 году, стали управлять Никифор и его брат Андрей. После смерти Андрея завод перешел к его сыновьям Андрею, Никите и еще опекаемому  Владимиру. Получив наследство, Владимир уехал в Москву учиться, Андрей часто проживал в Ярославле и в Москве, а Никита находился здесь постоянно.

А РАСТРОПОВИЧА СЮДА НЕ ПУСТИЛИ

Пройдемте направо, и мы окажемся в двухсветном зале. Называется он так потому, что окна находятся и вверху, и внизу. С 1935 года здесь разместился кинозал клуба имени  Красина. Сделали балкон. Окна задрапировали, сделали сцену, через окна сделали лестницу. Если вы увидите фотографию без лестниц, значит, она сделана до 1935 года.

Пройдемте в комнату рядом - здесь была золотая гостиная. Из нее нельзя было выйти на террасу, а также пройти на винтовую лестницу, ведущую в квадратную увеселительную башню.

Мы возвращаемся в круглую башню, где была детская. У Никиты Андреевича было двое детей - Татьяна и Андрей. Уже в 1913 году Никита Андреевич разошелся с Розой Павловной. Она забрала свою дочь и уехала  в Москву. Девочка умерла в 1915 году в возрасте семи лет и похоронена на Новодевичьем кладбище. Сын остался вместе с отцом. Андрей Никитич прожил долгую жизнь. Работал в научном институте. Испытывал машины, устанавливал мировые рекорды по скорости. Умер он в 1995 году.

Далее мы видим комнату, где находился кабинет хозяина и библиотека, насчитывающая более 3000 книг.

А сейчас мы находимся в зимнем саду. Над садом расположена стеклянная крыша. Здесь находились редкие растения.

Мы вновь спускаемся по лестнице и попадаем в столовую. В советское время здесь находилась библиотека, посредине стоял большой стол, покрытый красным сукном, и два шкафчика с антикварными статуэтками. Об этих уникальных вещах стало известно Галине Вишневской и Мстиславу Растроповичу. Они прибыли сюда, но библиотекарь Вера Ивановна Лапшина просто не дала ключи от библиотеки. Сейчас эти уникальные вещи находятся в Художественном музее г. Ярославля на Волжской набережной.

А теперь мы спустимся в подвал. Существует поверье, что отсюда подземный ход ведет на кладбище, где похоронены Понизовкины, но этот ход не найден. В доме были смонтированы уникальные для того времени системы отопления, вентиляции и увлажнения воздуха сетями.

С 1919 года в замке находилась школа имени Карла Маркса. Порядок в здании поддерживался. В 1984 году школа переехала в новое здание, особняк перестали ремонтировать, и наступило полное запустение. Только в 2009 году началось его возрождение.

Какова же дальнейшая судьба замка?  «Парк-отель Понизовкина» - так будет называться это живописное место на берегу Волги.

Проект предусматривает строительство туристического комплекса с прекрасными возможностями для отдыха. А вот судьба памятников могильного склепа Понизовкиных пока неизвестна. Хочется надеяться, что они не будут утрачены.
Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать