ЮНЕСКО настоятельно рекомендует прекратить уродование исторического центра Ярославля

40-я сессия комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО приняла резолюцию с рекомендациями в адрес России пересмотреть строительные регламенты в отношении охраняемого ЮНЕСКО исторического центра Ярославля.
Ранее без согласования с ЮНЕСКО были приняты приказы Минкульта, позволяющие вести там многоэтажное строительство, что, по мнению российских экспертов, обратившихся в Союз архитекторов России «фактически стало инструментом для застройщиков, стремящихся тотально застроить исторический центр города».

Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО принял 14 июля несколько резолюций по состоянию российских объектов Всемирного наследия.  Документы, касающиеся состояния Соловецкого архипелага, исторического центра Ярославля и погоста Кижи были одобрены без обсуждения. Таким образом проекты резолюций стали решениями. С ними можно ознакомиться на официальном сайте ЮНЕСКО.

Исторический центр Ярославля представлен на странице 100 под порядковым номером 57. Резолюция по нему содержит 9 пунктов, из которых для двух обозначены конкретные сроки: 1 декабря 2017 года. В пункте 6 Комитет Всемирного наследия «призывает государство-участника начать совместный процесс разработки структуры управления и представить План управления объектом в центр Всемирного наследия к 1 декабря 2017 года».

Напомним, что Центр Ярославля является объектом ЮНЕСКО с 2005 года. И эта тема всплывает каждый раз, когда речь заходит об очередном строительном креативе в историческом центре города, выдаваемом за регенерацию и развитие.

Кстати, об этом Комитет ЮНЕСКО также пишет. В пункте 4 выражается «обеспокоенность по поводу продолжающегося неподобающего строительства и проектов развития инфраструктуры на территории объекта и его буферной зоны, что угрожает подлинности и целостности объекта». Предлагается три блока изменений в действующие городские регламенты и генплан, которые должны защитить объект ЮНЕСКО и его буферную зону от разрушений и искажений.

В пункте 7 Комитет «также призывает государство-участника пересмотреть текущие правила, разрешающие восстановление разрушенных памятников, и разработать стратегию сохранения, параллельно с планом управления, чтобы предпринять меры по сохранению и обеспечить подход и методику, которая соответствует ценностям Всемирного наследия». Знакомая тема «регенерации и воссозданий», не правда ли?

Вот как оценил решения Комитета Юрий Аврутов, государственный эксперт, член постоянного Совета ICOMOS России, председатель Общественного Совета при Департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области:

«Выводы и рекомендации Комитета я оцениваю как жесткие, но справедливые. Из них становится ясно, что Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО видит и понимает, что центр Ярославля не защищен в достаточной степени. Нарастают объемы нового строительства, которое никак нельзя назвать регенерацией исторической среды. Регенерация – это выявление утраченных ценных качеств исторической планировки и их воссоздание. Строящиеся же многоэтажные комплексы ни по протяженности, ни по высотности не являются регенерацией, а искажают историческую среду. Я имею ввиду запланированное строительство в районе храма Николы Мокрого, на улице Суркова, Кедрова, на Волжской набережной.

Отрадно, что Комитет в своих рекомендациях напоминает о разработке плана управления историческим центром Ярославля как объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы не можем сказать, а можем только предполагать, почему он не был разработан до сих пор. Этот план должен ввести особый порядок сохранения центра Ярославля. Надо, чтобы этот документ был разработан как можно скорее. Он поможет остановить бессистемную застройку и искажение объекта Всемирного наследия».

В своей риторике Комитет ЮНЕСКО предельно дипломатичен и на этом фоне начало пункта 8 звучит жестко: Комитет «Strongly reiterates its request» —  «настойчиво повторяет свой запрос». Речь о том, что Россия должна (и уже, видимо, не первый год должна) представить вместе с «Оценкой воздействия на наследие» подробное изложение предлагаемых изменений новой объездной дороги, мостов и дорожной развязки вокруг объекта, которые могут оказывать негативное влияние на Выдающуюся Всемирную ценность объекта, т.е. исторического центра Ярославля.

Судя по вышесказанному, Ярославлю предстоит много работы. В том числе и над ошибками, и над недоделками. Согласно пункту 9 резолюций, dead-line – 1 декабря 2017 год. К этому сроку Россия должна предоставить доклад о состоянии объекта ЮНЕСКО, который планируют рассмотреть на 42-й сессии в 2018 году.

Как известно, ЮНЕСКО не может заставить руководство страны или города что-то сделать, а может только рекомендовать. Но отношение к рекомендациям организации, следование им или их игнорирование – фактически синоним отношения власти к наследию, с одной стороны, и имидж государства, добровольно взявшего на себя обязательства — с другой.

«Ярославль рассматривался уже на 5 сессиях ЮНЕСКО, — отмечает член Общественного Совета по наследию Ярославской области Ольга Мазанова. — Но ни одно из решений КВН Юнеско по Ярославлю за 7 лет так и не было выполнено. В нынешних решениях, я считаю, четко прописаны шаги, которые наше государство, правительство области, руководство города должны предпринять, чтобы остановить процесс разрушения в историческом центре города. Необходимо скоординировать действия: «начать совместный процесс разработки структуры управления объектом Всемирного наследия».

Конечно, ярославским градозащитникам хотелось бы, чтобы сроки выполнения решений были более сжатыми, т.к. за 2 предыдущие года состояние объекта ЮНЕСКО только ухудшилось, за этот период дважды произошли серьезные послабления регламентов в зоне ЮНЕСКО (речь о регламентах достопримечательного места), и за последующие 2 года, согласно этим регламентам, исторический центр Ярославля могут активно застроить. Также хотелось бы более конкретных рекомендаций по острой проблеме храма Николы Мокрого в буферной зоне ЮНЕСКО, чтобы в город приехала миссия ЮНЕСКО для решения этой проблемы. Я считаю, что для Ярославля статус объекта Всемирного наследия — единственный шанс сохранить его уникальный исторический облик, т.к. на местном уровне общественность сегодня не может повлиять на градостроительную политику властей, вставших, к сожалению, на сторону застройщиков, игнорирующих не только мнение градозащитников, но и мнение профессионального сообщества».

Увы, опасения ярославцев и «горячие» точки не нашли отражение в отчете, представленном Россией по Ярославлю к 40-й сессии. Остается надеяться, что нынешние решения ЮНЕСКО заставят власти задуматься.  Иначе вполне может повториться ситуация 35-й сессии ЮНЕСКО в Париже в 2011 году, когда Ярославль чуть было не попал в позорный список «Наследие под угрозой».
Поделиться
Комментировать