Полиция ищет виновных в разрушении исторического памятника

Очередная часть ансамбля когда-то процветавшей и известной на всю Россию Ярославской большой мануфактуры оказалась под угрозой уничтожения. Неизвестные разобрали часть дома, где некогда жили руководители знаменитых фабрик.
Дом по адресу улица Стачек, 63 выделяется среди своих соседей интересным и оригинальным фасадом. Однако, если заглянуть с торца, можно увидеть печальную картину. Часть здания фактически демонтирована. Остался только фундамент да чудом сохранившийся кусок стены. Как говорят местные жители, в таком состоянии памятник культурного наследия находится уже около года.
Наверное, о нем так никто бы и не вспомнил, если бы эта история не дошла до защитников памятников. Татьяна Соколова, член ярославского областного отделения ВООПИиК написала письмо директору департамента культуры Ларисе Сорокиной. Ответ не заставил себя ждать – департамент подал заявление в полицию по поводу незаконной разборки части здания.
«Полиция проведет розыскные мероприятия, определит виновных, – говорит заместитель директора департамента культуры Ярославской области, председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов. – Часть памятника была уничтожена несанкционировано, непонятно, по чьему именно указанию. Поэтому нужно прояснить ситуацию».
В том, что виновные должны быть найдены и привлечены к ответственности, уверены и представители общественности. По словам историков, дом №63 по улице Стачек был возведен в 18-19 веках и представляет собой большую историческую ценность.
«Еще до монуфактуры на берегу Которосли стоял замшевый завод, – рассказывает председатель ЯГОО «Петропавловская слобода» Надежда Балуева. – Затем на основе его зданий был построен кирпичный завод. Кирпич, который производился на нем, использовался для строительства полотняного двора».
После завершения строительства полотняного двора начинают возводиться еще три фабрики – суконная, шелковая и бумажная. Все четыре фабрики вошли в состав Ярославской большой мануфактуры.
Бумажная фабрика располагалась как раз там, где сейчас находятся известные каждому ярославцу красные фабричные корпуса. В XIX веке она сгорела.  От старых построек остался только белый корпус, который теперь значится тем самым домом №63. После восстановления фабрики, этот дом предназначался для проживания, как сказали бы сейчас, администрации предприятия. Здесь жили управляющий, директор, заведующие и главные бухгалтера.
Для других служащих существовал еще один жилой дом. Рядом находился парк служащих, где располагался кегельбан, а зимой заливали каток. Рабочие же люди жили в красных кирпичных корпусах неподалеку. Кстати, вокруг сноса этих корпусов также недавно разгорелся скандал.
«Весь комплекс Большой ярославской мануфактуры – это уникальный памятник, в 1900 году на всемирной выставке в Париже он был удостоен гран-при за социальную заботу о рабочих. Эти здания несомненно являются историческими, и необходимо их сохранить», – говорил тогда заместитель председателя правления Ярославского отделения Союза архитекторов России Аркадий Бобович.
Правда, если рабочие корпуса не входят в список исторических памятников, то белый корпус в этот список входит. Однако, от разорения это его не спасло.
Демонтированная часть дома являлась дворовой пристройкой к основному зданию, которая показана на исторических картах Ярославской большой мануфактуры. Сейчас сохранилась только часть торцевой стены пристройки и стены подвала. Известно, что эта часть здания была выполнена из исторического кирпича.
«Нужно обследовать весь дом, чтобы понять, есть ли там стилеобразующие элементы, – говорит архитектор Ольга Мазанова. – Это могут быть лестницы, своды, плитка. Возможно, там сохранились и более интересные детали. Еще недавно, как рассказывал один из членов Ярославского городского отделения ВООПИиК, здесь были видны металлические тяги. Это конструктивные детали, на которых держится кладка. Они могли быть признаком исторической конструктивной системы, большепролетной конструкции. Сейчас их уже нет».
История с белым корпусом лишний раз подтверждает, что старинная русская поговорка «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» работает до сих пор. За последние несколько лет были уничтожены несколько памятников культурного наследия. Это, например, дом купца Лыкова в Тутаеве, который разобрали на кирпичи. 200-летний Дом Понизовкина в самом центре Ярославля был разрушен всего за несколько часов.  И каждый раз чиновники начинали бить тревогу только тогда, когда дело уже было сделано.
Те же памятники, которые пока сохранились, зачастую находятся в плачевном состоянии либо подвергаются перестройке. Такая судьба постигла памятник регионального значения – бывшую Лечебницу глазную, реконструкция которой была признана незаконной. Также незаконным признала прокуратура и разрешение на реконструкцию, выданное областным департаментом культуры.
Как бы то ни было, есть еще одна поговорка – после драки кулаками не машут. Так что больше всего защитников памятников сейчас тревожит, как бы, пока идут поиски виноватых, остатки белого корпуса не растаскали по кирпичикам.
76RU
Поделиться
Комментировать