Павел Пащенко, директор департамента архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля: «Предприниматели готовы сохранять памятники, если им позволяют реализовывать коммерческие планы»

Разбить парк, построить жилой дом или сохранить рынок – на публичных слушаниях ярославцы решали, каким быть городу.
 

О том, различается ли позиция горожан и мэрии по ряду острых вопросов, как обстоят дела с застройкой исторического центра, в интервью 76.ru рассказал директор департамента архитектуры и развития территорий города Павел Пащенко.

– Павел Витальевич, наверное, не для всех очевидно, насколько важным является такой документ как Генеральный план Ярославля. В чем его значимость?
– Генеральный план является основополагающим документом, определяющим основные направления градостроительной политики Ярославля. От него во многом зависит развитие отдельных территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ Генеральный план разрабатывается на срок не менее 20 лет. Генеральный план, по которому живет наш город, разработан в 2006 году и действует не менее чем до 2026 года.
Конечно, жизнь города нельзя остановить: изменяется экономическая, политическая ситуация, экономический кризис вносит свои коррективы, требуется активнее привлекать инвестиции, а также решать вопросы социальные – их немало. Все это диктует необходимость уточнять и градостроительные решения.
– Как можно охарактеризовать те изменения в Генплан, которые обсуждались на публичных слушаниях?
– Сегодняшние изменения – это не глобальные изменения градостроительной политики, а актуализация документа. Часть изменений принимается в связи с уточнением инвестиционных программ. Это, в первую очередь, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса (электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведения); областные и городские программы развития здравоохранения, физкультуры и спорта, сферы детских образовательных учреждений. Часть изменений касается функционального зонирования территорий, такие предложения приходят в основном от физических лиц или организаций.
– Что касается изменения функционального зонирования территорий. Многие жители волнуются, когда слышат, что та или иная территория будет отдана под жилую застройку. Например, в Заволжском районе в жилую зону предлагается перевести территорию на проспекте Машиностроителей, 11. Уже есть какие-то конкретные планы по застройке?
– Там сейчас находится заволжский рынок. На этом месте нет капитальных строений, есть только временные сооружения, ларьки. Застройщик планирует разместить на данном участке жилой дом. Для этого территория будет переведена в зону жилой застройки, а зимой планируется внести изменения в Правила землепользования и застройки. Они определят, какой высоты здание можно будет строить.
– В продолжение разговора. Предлагается перевести в зону жилой застройки три участка, прилегающие к Петропавловскому парку в Красноперекопском районе. Мэрия поддерживает застройщика в его планах?
– В свое время эту землю передали застройщику для освоения. Она находится в долгосрочной аренде. Участки, о которых идет речь, не затрагивают границы объекта культурного наследия. Поэтому мэрия, в принципе, поддерживала и поддерживает передачу именно этих земельных участков под жилую застройку. Поскольку есть проект зон охраны, строительство там не может превышать 12 метров в коньке, это по сути три этажа. То есть речь идет только о малоэтажном строительстве.
Стоит учитывать, что подписан договор с организацией-арендатором о том, что она проводит мероприятия по сохранению самого Петропавловского парка и находящихся там исторических построек.
– Эти земли довольно давно находятся в аренде, и пока никаких мер по сохранению исторических зданий на территории Петропавловского парка арендатором предпринято не было...
– У застройщика не было гарантий, что, выполнив какие-либо работы по сохранению объектов культурного наследия, он сможет осуществить те мероприятия, которые ему принесут прибыль. Ведь здесь мы говорим не о меценатстве, а о конструктивном договоре, который позволит и сохранить объекты культурного наследия, и даст возможность людям реализовать свои коммерческие планы.
– Еще один острый вопрос – застройка вокруг храма Николы Мокрого. Давайте уточним, какие площадки там уже выделены под строительство, что предполагается построить и когда могут начаться работы?
– Первый участок – это компания «Блок-2». Он находится непосредственно за планетарием, там же расположен объект культурного наследия - манеж Николомокринских казарм. Сейчас "Блок-2" проходит экспертизу проекта восстановления объекта культурного наследия в Министерстве культуры. Разрешение на строительство было в свое время отозвано именно потому, что не было этой экспертизы. Если экспертиза будет пройдена, компания сможет приступить к строительству и восстановлению объекта.
Под манежем, согласно проекту, должна разместиться парковка. Это нормальный европейский подход. По всей Европе в небольших городах, где есть стесненные условия, под землей располагаются парковки. Что касается этажности дома, то по проекту она – переменная. Ближняя к планетарию и храму Николы Мокрого часть – до четырех этажей, а дальше – до 10 этажей.
Сложнее ситуация с участком, который принадлежит Евгению Мухину. Он находится непосредственно за храмом Николы Мокрого. Там есть небольшое здание – новострой, которое также принадлежит Мухину. Раньше на этом месте располагался конно-каретный двор. Также в собственности предпринимателя площадка для выгула, которая входит в буферную зону памятника -  храма Николы Мокрого. Строительства в буферной зоне быть не может. Соответственно, строить можно только на том участке, где сейчас стоит новострой.
Мы пока видели только два эскиза жилого дома, который планирует построить Евгений Мухин. После первого эскиза было отрицательное решение комиссии. Потом был второй, с переменной этажностью. На сегодня другой информации нет. К нам застройщик не обращался, больше эскизов не приносил. Мы ему отправили требование согласовать проект с ЮНЕСКО. И пока больше ничего.
Третий участок, который на слушаниях было решено перевести в рекреационную зону, это тот, где сейчас находится парковка. Там никто ничего не собирается застраивать. Но опасения у градозащитников были.
– Какова позиция мэрии по ситуации в Бутусовском поселке? Администрация готова предложить застройщику компенсацию?
– Пока идут судебные заседания. Застройщик не хочет идти ни на какие компромиссы. Единственное, что они предложили, – принести и поставить два детских городка. Ни уменьшить количество этажей, ни количество подъездов, компания не готова. То решение, которое мы обсуждали на слушаниях, о переводе земли в рекреационную зону, может быть обжаловано в суде и не помешает застройщику начать строительство. Единственный вариант – признать незаконным межевание земельных участков. Если будет доказано, что каким-то образом были нарушены чьи-то права, это будет единственной перспективой. Другой просто нет.
– В мае проходили слушания о расширении границ Ярославля, о включении в черту города поселка Ченцы, а также участков улицы Красноборской, проспекта Машиностроителей и улицы Институтской. Теперь эти территории официально являются частью Ярославля?
– Да, все эти участки теперь в черте города. На последних слушаниях мы определили, где в Ченцах будет жилая зона, где дороги, где рекреационная зона.
Проспект Машиностроителей теперь полностью в черте Ярославля. Раньше тротуар с левой стороны на участке от улицы Папанина до Сахарова находился на территории Ярославского района, это осложняло возможность строительства и ремонта. Теперь можно будет сделать участок от Папанина и далее нормальной четырехполосной дорогой.
Участок улицы Красноборской в сторону поселка Маяковского тоже теперь черта города. Так что через какое-то время дорога в поселок будет построена. Также в черту города включена улица Институтская.
– Ждать ли нам появления в Ярославле главного архитектора?
– Я думаю, что рано или поздно должность главного архитектора будет введена. Законодательство меняется таким образом, что через некоторое время введение этой должности будет необходимым.
Павел Пащенко родился в Ярославле 7 октября 1967 года. В 1990-м окончил Ленинградское высшее Краснознаменное училище железнодорожных войск и военных сообщений им. М. В. Фрунзе. После окончания училища до 1999 года проходил службу в Вооруженных силах РФ. С 2004 года по сентябрь 2012-го работал в ОАО «Ярославский шинный завод» в должности начальника отдела по надзору за строительством, затем – директором дирекции заказчика-застройщика. В 1997-м Пащенко награжден государственной наградой Российской Федерации –медалью Суворова.



Анна Харитонова

Поделиться
Комментировать