Городской вопрос: почему так долго реставрируют памятники архитектуры?

Ярославль — один из древнейших городов нашей страны.
На его архитектуру приезжают полюбоваться со всей страны, однако большинство исторических зданий проводит на реставрации от 2 до 10 лет. Что происходит за рабочими лесами такое количество времени? Мы поговорили с директором реставрационно-строительной фирмы ООО «МАН» Масловым Андреем Николаевичем, который рассказал нам о всей трудоемкости реставрационного процесса.

«Прежде всего, стоит отметить, что при работе с объектами культурного наследия мы сталкиваемся не только с реставрацией, а с сохранением памятников истории и культуры народов Российской Федерации в целом. Процесс этот сложный, творческий, трудоемкий и существенно отличающийся от обычной общестроительной деятельности. Непосредственному ремонту, консервации, реставрации, приспособлению и т.д. обязательно должна предшествовать научно-исследовательская работа по изучению самого памятника архитектуры и различных историко-архивных материалов на основе Задания компетентного органа охраны и, как следствие, создание проекта. В зависимости от предполагаемых работ и по общему правилу, проект должен пройти историко-культурную экспертизу, а также экспертизу в строительстве.


 

Историко–культурная экспертиза должна установить, соответствует ли проект реставрации данного здания всем требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные элементы, от которых зависит надежность и безопасность объекта, для реставрации будет нужно заключение государственной экспертизы проектной документации в строительстве.

Пройти строительную экспертизу на памятнике истории и культуры — это вообще отдельная проблема. Приходится объяснять очевидные вещи: к примеру, что стадия согласования проектной документации в Органе охраны объектов культурного наследия должна следовать за строительной экспертизой, а не предшествовать ей.

Сотрудники строительной экспертизы вполне могут себе позволить потребовать от авторов проекта прорубить дополнительный пожарный выход в храме 17 века или же заменить лепной декор на полиуретановую дешевую подделку, что недопустимо с точки зрения сохранения объектов культурного наследия.


После прохождения всех необходимых процедур проект сохранения объекта культурного наследия направляется в соответствующий Орган охраны для согласования. Орган охраны обязан согласовать или выдать мотивированный отказ от согласования проекта в течение 30 рабочих дней.

Отдельное внимание стоит уделить и тому, что значительная часть объектов культурного наследия находится в государственной или муниципальной собственности, соответственно, для осуществления работ по их сохранению необходимо обязательное осуществление закупочных процедур. Здесь же возникает вопрос достаточного финансирования. Несмотря на формальные требования закона об опыте работы, наличии квалифицированного персонала и оборудования, на практике основным критерием определения подрядчика остается цена.

На официальном сайте закупок можно найти десятки объектов культурного наследия, которые неоднократно выставлялись на конкурс и до сих пор остаются в стадии определения поставщика. Причиной вышеназванной проблемы является мизерная цена, предложенная за выполнение работ, а также неверный подход к составлению и проверке документации.

Помимо основного договора на производство ремонтно-реставрационных работ, заказчику, по общему правилу, надлежит отдельно заключить также договор на осуществление технического надзора за производством работ, договор авторского надзора за производством работ, а также научного руководства. Когда все необходимые договоры заключены, а документы собраны, сторонам необходимо обратиться в Орган охраны с заявлением о выдаче разрешения на производство работ. Орган охраны обязан выдать разрешение или направить мотивированный отказ в выдачи разрешения  на производство работ в течение 30 рабочих дней. И только после того, как Орган охраны выдаст соответствующее разрешение, подрядчик вправе приступать к работам.

В процессе реставрации также приходится сталкиваться с самыми неожиданными проблемами, заниматься восстановлением деталей из давно забытых материалов или изготовленным по старейшим технологиям, что не терпит спешки и суеты.
Но, несмотря на все трудности, деятельность по сохранению объектов культурного наследия призвана защищать историю нашего государства, оберегая память о наших предках для будущих поколений».
Поделиться
Комментировать