Ушли из Храма

В редакцию поступило несколько звонков от наших читателей из села Петрова Ярославского района, которые тревожились за будущее своего храма Святых апостолов Петра и Павла.vКладбище при церкви находится в запущенном состоянии, а на новые захоронения отец Серапион стал требовать представлять не только свидетельства о смерти, но и документы тех, кто будет ухаживать за могилой. И сам приход церкви сократился. А нет богатого прихода - нет и дохода у церкви. Храм уже не тот. Люди стали ходить в другие церкви. Долго и безуспешно я пыталась поговорить с отцом Серапионом. Он оказался настолько занят, что практически недосягаем. Потому я выехала на место.

В редакцию поступило несколько звонков от наших читателей из села Петрова Ярославского района, которые тревожились за будущее своего храма Святых апостолов Петра и Павла.

ДОРОГА К ХРАМУ

Кладбище при церкви находится в запущенном состоянии, а на новые захоронения отец Серапион стал требовать представлять не только свидетельства о смерти, но и документы тех, кто будет ухаживать за могилой. И сам приход церкви сократился. А нет богатого прихода - нет и дохода у церкви. Храм уже не тот. Люди стали ходить в другие церкви. Долго и безуспешно я пыталась поговорить с отцом Серапионом. Он оказался настолько занят, что практически недосягаем. Потому я выехала на место.

Храм Святых апостолов Петра и Павла несколько лет назад был особенно любим верующими не только села Петрова, станции Телищево и всеми жителями соседних сел и деревень территории Туношенского сельского поселения, но и Липовой горы, Дядькова. Многие жители Ярославля ездили в храм на службы. Особенно когда там служил отец Михей. Сегодня верующие всех перечисленных населенных пунктов ездят в храм Параскевы Пятницы на Туговой горе. Та церковь стала любима народом и посещаема. Есть приход - есть и доход. Храм на Туговой горе становится все краше.

Доехала я на электричке до станции Телищево, потом по шпалам дошла до поворота в село Петрово, потом по асфальтированной дороге. На краю села виднеются кресты кладбища. Подхожу ближе, вижу канаву, заваленную мусором. В ней же валяются старые памятники, надгробия.

Такого безобразия я не видела нигде. Причем один памятник, со звездочкой, на самом верху кучи мусора, похож на те, что устанавливали раньше на могилах бойцов. Любая православная душа от такого зрелища заплачет. Прохожу дальше к храму. В хозяйственных постройках при церкви нахожу уборщицу Елену и рабочего Андрея. Молодые люди рассказывают, как с утра до вечера трудятся, приводят в порядок территорию у церкви и кладбище. Елена сетует, что люди, которые приходят, убирают только в оградке захоронения, а мусор сгребают в кучи рядом. И кучи растут. Хотя отец Серапион просит всех мусор выносить в отведенное место, где есть табличка у входа на кладбище. Там его собирают и сжигают. Но мало кто это делает. Приходится именно Елене и Андрею чистить территорию кладбища. Не все и они успевают. Рабочие жалуются на людей: сами мусорят, а потом недовольны.

НИКТО НЕ ВИНОВАТ,
И НЕПОНЯТНО, ЧТО ДЕЛАТЬ

Рабочий Андрей еще показывает колодец, который принадлежит администрации Туношенского сельского поселения. Колодец давно требует ремонта, чистки. Но ничего не делается местными властями. Еще у входа на кладбище рядом с колодцем стоит столб с электроосвещением. Лампочки там нет, потому темно вечерами. Об освещении также мало заботится местная власть. Андрей рассказывает, что дом священника сгорел, был поджог. Виновных пока не нашли. А после того как сгорел дом священника, обокрали церковь. Унесли много икон.

Рабочая при церкви Елена говорит, что места для захоронения на кладбище при церкви есть. Но люди стараются прихоранивать рядом с могилами родственников. Плату в этом случае не берут за место, но люди жертвуют для церкви кто сколько может. Для наведения порядка отец Серапион написал требования на листочке и повесил на двери церкви. Там он просит всех, кто имеет захоронения, ухаживать за могилами и следить за чистотой. И просит предоставить свидетельства о смерти тех, кто уже захоронен, и на каждое новое захоронение. Елена объяснила, что это затем, чтобы знать, кого хоронят. И чтобы за каждым захоронением были закреплены конкретные люди. Цель все та же - навести порядок «среди мертвых и живых». А чтобы больше следили за чистотой на территории кладбища, хотят сделать доску с фотографиями, где будут вывешены фото самых неухоженных могил и территорий с ними рядом и самых ухоженных. Работников, по словам Елены, при церкви немного - два Андрея и она. Поговорив с людьми из церкви, я походила по селу и встретилась с местными жителями.

Как раз напротив территории церкви и кладбища раположен дом под номером 10 Клавдии Николаевны Башкировой. Женщина работала в своем яблоневом саду, но, узнав, что приехал корреспондент «Золотого кольца», сразу вышла пообщаться. Она как раз одна из тех, кто озабочен судьбой местного храма. На кладбище у нее могилы родственников, потому ходит туда регулярно. Все происходит на ее глазах, и за все она переживает.

ЛЮДИ ПОКИНУЛИ ХРАМ

Клавдия Николаевна - местная, работала в Ярославле в Заволжском АТП, потом уехала в Казахстан. Там вышла замуж, родила деток. И жили бы там, но начались притеснения русских. Потому пришлось ей уехать. За год до пенсии вернулась на родину, в родовой дом в селе Петрово. Похоронила уже здесь своего первого мужа. Сейчас живет с другим мужчиной в гражданском браке. Дом у них хороший: водопровод, канализация, все сделано своими руками. Спутниковая антенна есть. Живи на пенсии и радуйся. И только вот судьба церкви не дает ей покоя. До отца Серапиона был батюшкой отец Александр. Он беспокоился о церкви и о приходе. Существовал церковный хор, голос у батюшки был отменный. Многие из Ярославля приезжали послушать хор и батюшку. Отец Александр был добрым и заботливым, помогал людям советом и делами. К нему люди тянулись. Но перевели отца Александра и назначили отца Серапиона. Тот не стал жить в селе постоянно, а приезжал из Ярославля. Сразу сократились службы, сократились рабочие при церкви. Не стало церковного хора. И как будто душа ушла из храма. У отца Александра служба была и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. Люди к этому привыкли. А отец Серапион бывает в церкви редко. Приехал - служба есть, нет его - и нет службы. В пятницу нет службы, только по большим церковным праздникам. Верующие помучились, а душа требует помолиться на службе. И стали ездить в храм на Тугову гору. Служба без церковного хора немощна. Голос отца Серапиона не может ее заменить. Не понравилось людям, как он отпевает умерших, быстро, в спешке. А люди привыкли, чтобы как следует, как отец Александр. Да, отец Серапион - занятой человек, он преподает в духовном учебном заведении. Только если церкви и людям не уделять должного внимания, сиротеют они. Верующие уходят в другой храм.

Клавдия Николаевна Башкирова рассказала, что на службы и она ездит в церковь на Тугову гору. Да, в свой храм ходить перестала. Причин тому много. Одни уже перечислены выше, но есть еще и другие. Батюшка должен быть, как отец Александр, спокоен, мудр в ответах, внимателен к человеку, несуетлив, благожелателен. К нему идут за советом. Его жизнь становится примером духовного подвига служения православной церкви и людям.

ДОМ СОЖГЛИ И ЦЕРКОВЬ ОБОКРАЛИ

Башкирова говорит, что отец Серапион всегда в спешке: он то только что приехал, то уже вот сейчас уезжает. Мнение людей однозначно: почти за три года своего служения он мало что создал в храме. Ходят же слухи, что недаром ему сожгли дом. Ведь никогда не было такого, чтобы в дом священника приезжали городские гости и там во дворе жарили шашлыки. Да, отец Серапион - современный молодой человек. Но тусовки непонятны верующим пожилым людям. После пожара обокрали церковь. Клавдия Николаевна говорит, что, где люди любят и заботятся о церкви, там ее никогда не обкрадут. Люди не позволят. Никакие сигнализации и замки не защитят церковь так, как внимание и охрана самого населения. А тут что же происходит? Дом священника сожгли, церковь ограбили. И свидетелей нет?

Верующие села Петрова ездят молиться на Тугову гору, от своего храма бегут. Зачем же им и охранять такую церковь? Стоило задуматься бы над этим отцу Серапиону.

Не застала я его, священника церкви Петра и Павла, люди при храме даже не знают, когда он приедет. Была я в церкви и на кладбище, походила по пепелищу дома священника. Люди охотно говорили с корреспондентом. И мнение все то же: в том, что народ отошел от храма, вина батюшки. Вспоминали, как при отце Александре в церкви помогала Вера Федоровна, божие создание, замечательная старушка. Все прибирала, обихаживала, топила печи, с людьми разговаривала, была душой храма. Она одна создавала атмосферу святости и добра, именно того, что присуще православию. Беззаветно с утра до вечера и ночью была при храме. Но вдруг неугодна стала баба Вера, сделала несколько замечаний отцу Серапиону, и тот прогнал ее от храма. Теперь церковь пуста, днем ее убирают рабочие, присматривают. А ночью - сирота. И село равнодушно к храму. Люди говорят, что за последние сто лет это единственная кража в храме. А чтобы спалить дом священника (!) - это же страшный грех, его можно взять на себя только в исключительных случаях, когда совсем не уважаешь священнослужителя.

Снова у меня одни эмоции. А факты? Жалуются люди на то, что слишком дорого продает батюшка места на кладбище при церкви под захоронения. Спрашиваю: чья земля? Отвечают: кладбище при церкви, значит, земля церковная и кладбище церковное. Обращаюсь в управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, получаю ответ, что понятия «церковная земля», как и «церковное кладбище», нет. Есть понятие «участок земли в частной собственности» или бесхозный. Кладбище тоже находится в чьей-то собственности. Есть муниципальные. Чтобы узнать, в чьей собственности находятся земля вокруг церкви и кладбище, нужно обратиться с определенным запросом в определенную службу. Но обращаться я с запросом не стала. Разговор не об этом. А о том, что даже увеличение стоимости земли на кладбище не решит вопрос увеличения доходности прихода храма Петра и Павла. Нужно возвращать верующих, что ушли в другие храмы. Возвращать былое доверие и любовь населения.

ВЕДЬ УЖЕ ГРЕШУ,
ЧТО ПИШУ ОБ ЭТОМ

Ушла я из села Петрова по тропинке через лес на железнодорожное полотно, а там до станции. Пока ждала электричку, ко мне подошла и разговорилась пожилая женщина, назвалась Екатериной из Ярославля. У женщины здесь дача. Рассказала, что в 1980-м и в 1982 году крестила в храме Петра и Павла двоих своих сыновей. Тогда был священником отец Михей. Долго рассказывала женщина о том, каким был замечательным человеком отец Михей - добрым, искренним, мудрым в словах. Его вспоминают с благодарностью тысячи людей, которые были в то время прихожанами храма. Приезжали тогда верующие к нему из Ярославля, из Москвы и Санкт-Петербурга. Все службы посещала Екатерина, а вот после того как отца Михея перевели в Ярославль, Екатерина перестала ходить в церковь в Петрово. Екатерина вытерла кончиками платка слезы на глазах и сказала, что отца Михея многие люди помнят с благодарностью, царство ему небесное и просветленный ему рай. После отца Михея были еще священники в храме Петра и Павла, потом был Александр, которого люди тоже вспоминают с благодарностью. А вот какую память о себе оставит отец Серапион, время покажет. Надеюсь, не только то, что были самые дорогие места на кладбище при церкви. И что не стало церковного хора и дом священника сожгли, а церковь обокрали. Ох, прости меня, Господи, тоже вот грешу, что пишу. Но ведь люди зря не скажут.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать