Под чистым, незримым Покровом...

Перед ярославскими журналистами открылись двери монастырского приюта Не секрет, что древняя Ярославская земля давно облюбована столичными жителями – благо до богатых историческими памятниками Углича, Ростова Великого и других городов от Москвы, что называется, рукой подать. Посещают их как богатые москвичи, так и не очень богатые, но сердобольные люди. Так, благодаря их щедрости и было построено здание приюта при Алексеевском женском монастыре в Угличе, где живут и обучаются девочки.
Сейчас у директора – кандидата педагогических наук Надежды Андреевны Сельской – два десятка подопечных от пяти до пятнадцати лет. Девочки, естественно, воспитываются в лоне православия. И поэтому наше знакомство с приютом и монастырём началось с церкви 1314 года постройки – Успен­ской, или Дивной, как её называют в народе. Говорят, не побывал в Дивной – не увидел Углича.
Возможно, церковь так назвали за её красоту. А может, за удивительные истории, связанные с иконами этого небольшого храма. Под чудо­творным образом Пресвятой Богородицы «Вратарницы Угличской» – несколько ниток с колечками, серёжками, чётками. Это пожертвования – и далеко не всё здесь уместилось – от паломников, исцелённых от различных недугов. А также от людей, которые благодаря молитвам обрели пропавших родственников.
Игуменья Магдалина рассказала и об истории иконы Николая Чудотворца: она была повреждена, но её спасли и хранили у себя дома всё безбожное время две женщины. В ужасном состоянии нашли в заброшенном храме образ Угличских чудотворцев. Удивительно, но когда икону повезли на реставрацию в Москву, в Третьяковской галерее даже сомневались, удастся ли что-то сделать. Краска облупилась. Из досок вынули 215 гвоздей – кто-то пытался таким способом закрепить ризу. Сейчас перед Угличскими чудотворцами, заметила настоятельница, молятся и просят о заступлении за землю Угличскую.
В такой атмосфере светлых молитв и чудес живут, укрепляют дух и воспитываются дети, жизнь которых началась не очень счастливо. Здесь есть круглые сироты, есть и сироты при живых родителях... Кого привезли из Москвы, кого из Тулы, из других российских городов. Из Углича теперь не берут, так как очень трудно потом соблюсти кротость в общении с нерадивыми родителями, которые приходили и смущали своих чад – отмытых, вылеченных, обогретых и обращённых на путь истинный.
На вопрос «А что после приюта, куда они идут?» Надежда Сельская отвечает:
– Расставаться с ними не хотим. Старшие девочки учатся – кто в педагогическом колледже, кто в институт поступил. И живут здесь.
Ещё на дверях храма мы увидели объявление: «Верующих женщин приглашают в храм. Основные требования: чадолюбие и трудолюбие».
К работникам здесь относятся, вероятно, очень строго, если кадровый вопрос стоит на повестке. Ведь большинст­во приютских, как мы уже говорили, познали тёмные стороны жизни. Их нужно отогреть любовью. И не всегда это удаётся. Директор Надежда Андреевна Сельская призналась: была у них воспитанница, серьёзная, одарённая девочка, писала очень умные, почти что с философским содержанием рассказы. Но, покинув сень приюта, стала иной: попала в сферу молодёжной субкультуры эмо, начала чернить глаза, распустила локоны по лицу. А может, вовсе не стала она иной, а вернулась к своей сути?..
Однако игуменья Магдалина не ставит препон перед светским воспитанием и образованием девочек. Наоборот. Надежда Андреевна подчеркнула:
– Приюту невозможно было бы существовать, если бы не матушка. Мы и балетом занимаемся – она не мешает в этом. Хотим, чтобы у нас было дореволюционное классическое образование.
В приютской столовой, где нас угощали чаем с монастырскими пирогами, директор приюта указала на стену с фотографиями воспитанниц в настоящих балетных пачках. Они, дескать, у нас все балерины! Элеонора Шереметьева, которая также приехала в приют поприветствовать журналистов, припомнила с улыбкой:
– Когда мне впервые показали балет в исполнении девочек, я рассмеялась: они были разного роста и возраста... Со своей прямотой я так и сказала об этом. И спросила: Надежда Андреевна, зачем же вам балет? Но она ответила: а как я им осанку ставить буду?
В одном из коридоров – череда мольбертов. Все воспитанницы обучаются рисованию. К слову, с их работами вскоре смогут ознакомиться посетители Российской государственной библиотеки в Москве! Столичные покровители – друзья приюта – собираются устроить там небольшую выставку.
К детям приходят лучшие угличские педагоги! Образование, как мы увидели, многогранное. Кстати, чуть ли не в каждой комнате – пианино. А в зале, выстроившись неровным рядом – от мала до велика, – девчушки исполнили перед гостями несколько песен. Особенно заливались маленькими соловьями две подружки – второклассницы Сонечка и Валюша. Валюша, между прочим, и стихи начала сочинять в приюте! Малышки с удовольствием солировали перед гостями. И в их песне мы слышали надежду, что жизненный путь девочек будет светлым и судьба их сложится удачно:
– Мы построим дом, будет он высокий, будет он красивый...
Северный край
Поделиться
Комментировать