Иконы Успенского собора

Воссоздание: новые иконы – новому собору. Но не все по-новому. Ярославская иконописная мастерская «Ковчег» в преддверии 1000-летнего юбилея Ярославля работает над созданием копий с пяти икон из  разрушенного и ныне воссоздающегося Успенского собора. Работа ведется в соответствии с федеральной целевой программой «Культура России 2006 - 2010», рассчитанной  на 3 года. Это поэтапное создание списков с особо чтимых икон XIII – начала XIX в из коллекции Ярославского художественного музея.

После разрушения собора иконы были спасены, отреставрированы, бережно сохранены сотрудниками музея и в настоящее время находятся  в основном выставочном фонде. Министерство культуры России приняло решение воссоздать списки с этих икон в дар Ярославской Епархии к 1000-летию Ярославля  для строящегося Успенского собора.

Имея благословение Патриарха Алексия II на иконописание, к копированию святынь были приглашены мастера «Ковчега». Музей предоставил возможность работы над образцами в стенах Митрополичьих палат, где художники и копируют иконы. Над списками работают мастера-иконописцы «Ковчега» под руководством Антона и Юлии Беловых, а также главного художника мастерской Станислава Торопова. Большую помощь в работе над копированием оказывает искусствовед  Виктория Викторовна Горшкова,  заведующая древнерусским отделом музея. Для художников работа является почетной и особо ответственной, так как эти воссозданные иконы-списки будут украшать вновь воздвигнутый Успенский собор. В 2007 году ими были написаны образы с икон «Спас Вседержитель» XIII в. и «Богоматерь Ярославская» XVI в. В настоящее время художники мастерской «Ковчег» завершают работу над  двумя крупными  настолпными иконами: Богоматери Ярославской 1803 г. и Богоматери Толгской  конца  XVIII в. В следующем предъюбилейном году будет продолжена работа над копированием  иконы Спаса Вседержителя 1796 г.

Настолпные образы конца XVIII – начала XIX в. представляют собой живописные рамы с большим количеством клейм, специально написанные для размещения в них списков с чтимых ярославских икон. Размеры икон 196х140см. Они располагались во внутреннем пространстве храма, и размер этих икон соответствовал ширине столпов, где они и находились до разрушения собора. Иконы-рамы были созданы ведущими иконописцами Ярославля Нового времени - Климентом Мокроусовым, Федором Крашенинниковым, Иваном Даниловым Смирновым. Живопись икон-рам отличается высоким мастерством: сложные многофигурные композиции клейм, обилие орнаментов, чернение по золоту, эффектное цветовое решение отражают высокий уровень иконописной традиции Ярославля.

Для мастеров «Ковчега» работа над созданием списков является особо важным этапом в их творчестве. Ответственность задания и возможность продолжительного копирования икон  в стенах музея становится для современных иконописцев связующей нитью в прерванной традиции ярославской иконописной школы.

В процессе копирования мастера повторяют традиционные этапы создания иконы. Живопись исполняется на «левкасе» (меловом слое с тканевой основой), проложенном на доске, изготовленной из  липы. Свойства этой древесины и паволоки с натуральным левкасом на осетровом клею эластичны и позволяют дышать иконе. Работа начинается с изготовления кальки - прозрачной пленки с перенесенным изображением. Сейчас используют копировальную технику для переноса рисунка, но все равно детали изображения отрисовываются вручную. Мастер-позолотчик покрывает поверхность иконы «сусальными» листами настоящего, но очень тонкого золота. Затем с кальки рисунок передавливается на поверхность левкаса, оставляя на поверхности «графью» - тонкую продавленную линию. В границах этих линий  художник наносит  цветовую раскладку будущего изображения. Красочная гамма составляется на основе темперы из множества оттенков. Художники, подбирая нюансы цвета, постоянно сравнивают их с оригиналом. Надо уточнить, что над иконой работают сразу несколько мастеров «доличного» и «личного» письма, как это и было характерно для разделения иконописцев  в соответствии с их специализацией. Такой ход исполнения позволяет ускорить процесс работы, а также отражает соборность создания икон, которая была распространена на Руси.

В процессе копирования икон XIII – XIX веков современные ярославские художники получили возможность соприкоснуться с яркими образцами храмового искусства того времени. Копируя лучшие образцы, они осваивают язык ярославской иконописной школы, складывавшийся веками, для которого характерен яркий насыщенный  цветовой колорит в сочетании с золотом, одухотворенность и мягкость образов, тонкая деталировка изобразительных приемов. Цветовая гамма ярославских икон с узнаваемыми холодно-розовыми и глубоко-зелеными оттенками стала для мастеров «Ковчега» открытой книгой ярославской колористической традиции. Воссоздав списки с икон XIII -XIV веков и продолжая копировать иконы Нового времени,  иконописцы стали лучше понимать древний язык, цвет и изобразительные приемы ярославской иконы. Копируемые образцы XVII -XVIII веков показывают, что характерное торжественное и праздничное звучание мира «горнего», изображаемого на ярославских иконах, сохранялось  и развивалось на протяжении последующих веков.

Современные художники, копируя мастеров прошлых веков, также получают ответ  на наиболее острый вопрос о каноничности языка современной иконы, возможности его развития. Как видно по образцам, построение традиционных  композиций с включением западноевропейских решений становится для ярославских мастеров XVII - начала XIX веков естественным синтезом европейского художественного влияния в православный образ. Этот опыт включения новых художественных приемов в каноничный язык иконы, который не разрушает православность образов, а естественным образом адаптирует и воцерквляет их, очень важен для современных иконописцев. Копируемые иконы наглядно показывают  допустимые каноном границы и возможности для развития иконописи в настоящее время.

Художники  «Ковчега, возрождая стиль ярославской иконописной школы, создают новые композиции и пробуют новые иконописные решения. И для них важно сохранить каноничность приемов старых мастеров. Копирование икон из Успенского музея стало неисчерпаемым источником знаний и вдохновения. «Канон древнерусского искусства усвоен мастерами не формально, а на уровне духовной значимости святых образов», - пишет  искусствовед Надежда Мухина об иконописцах  ярославской мастерской.

И  дает такую характеристику: «Лучшие иконы «Ковчега» - это живое переживание традиции древнерусской живописи. Работы, определяющие лицо иконописной мастерской «Ковчег», можно смело назвать достойными «наследниками» «праздничной» иконы XVII века».

Современные иконописцы, копируя лучшие образцы ярославских икон, возрождают характерные черты ярославской иконописи и создают  связующую нить между прерванной православной изобразительной традицией прошлых веков и современностью. Высокий стиль ярославской школы иконописи, который, казалось, ушел в прошлое навсегда, но был сохранен в коллекциях музеев, сегодня снова возрождается в искусстве ярославских мастеров-иконописцев.

Ярославская Епархия

Поделиться
Комментировать